Знаменитого советского режиссера, Народного артиста РСФСР Александра Артуровича Роу (1906-1973гг.) называли не иначе как сказочник. Именно он подарил не одному поколению детей замечательные киносказки, которые не потеряли своей прелести и привлекательности по сей день, причем не только для детей, но и взрослых.
“По щучьему велению” (первая работа режиссера, 1938г.), “Василиса Прекрасная” (на которой впервые состоялось сотрудничество режиссера, Сергея Столярова — исполнителя роли русского сказочного богатыря и Георгия Милляра — исполнителя роли Бабы Яги, 1940г.), “Кощей Бессмертный” (1944г.), “Марья-искусница” (1959г.) — всего на счету режиссера было 16 сказок, самой успешной из которых оказалась “Морозко”. В 1965 году этот фильм завоевал Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции. Александр Роу был новатором — в его картинах волшебный сюжет впервые разыгрывали реальные актеры, без применения рисованной или кукольной мультипликации. Роу считал, что с участием настоящих актеров сказка станет более живой и интересной. Его работы отличались самобытностью, юмором, оптимизмом (с неизбежной победой добра над злом и счастливым концом), передавали не только содержание сказочного произведения, но и заложенные в нем нравственные уроки — воспитывали подрастающее поколение.
При всем этом, его киношедевры, относящиеся, так сказать, к “детскому кино”, состояли из сложных образов и сюжетов, зачастую имеющих метафорический смысл. Одной из таких картин стала приключенческая сказка “Загадка горного озера” (экранизация повести Вахтанга Ананяна “На берегу Севана”), снятая в 1954 году на киностудии “Арменфильм”. Роу был режиссером-постановщиком, а режиссерами — Юрий Ерзинкян и Яков Кочарян. К сожалению, об этой картине мало кто знает в наши дни… А жаль, поскольку, по мнению Национального киноцентра Армении, “этот фильм, вне всякого сомнения, — одна из самых ярких и необычных армянских кинокартин 50-х годов прошлого века”. В этом внешне вроде бы пропагандистском намеке — ленте, рассказывающей об ответственности армянских пионеров, живущих в окрестностях озера Севан, — была сделана попытка сконцентрировать, как бы “сгустить” и представить на экране изображение современной армянской национальной идентичности — посредством синтеза мифов, археологии, фольклора и социалистической идеологии. В фильме есть еще более глубокие подтексты, которые спрятаны среди хитрых монтажных решений и бушующих цветовых игр Роу. Фильм ценен и тем, что в нем запечатлены уже высохшее водно-болотистое озеро Гили и его уникальное биоразнообразие, а также археологические памятники-вишапы, наскальная клинопись и т.д.
Над созданием картины трудился настоящий звездный состав: режиссер Юрий Ерзинкян, авторы сценария Арша Ованесова и Маро Ерзинкян, художник по костюмам Валентин Подпомогов, актеры Арус Асрян и Татул Диллакян, композитор Ашот Сатян, а песню героини Карине исполнила незабвенная Гоар Гаспарян. Фильм “Загадка горного озера”, имевший большой успех в СССР, был также показан в ГДР.
“Вторым режиссером на этой картине был мой отец, Юрий Ерзинкян. Съемки проходили в Санаине, Степанаване. Я присутствовала на съемках. Я помню, Роу, который дружил с моим отцом, часто бывал у нас дома. Он был веселым человеком с чувством юмора. Говорили, что он ирландец по происхождению. Думаю, под его влиянием Юрий Арамаисович снял свой фильм “Пленники Барсова ущелья”, который и сегодня смотрят с большим интересом. Нехватка фильмов такого рода сегодня чувствуется…” — вспоминает киновед, декан факультета кино, телевидения и анимации Института театра и кино, профессор, Заслуженный деятель искусств Анета Ерзнкян.
Нельзя не согласиться с известным киноведом: такие фильмы, воспитывающие, образовывающие молодежь и показывающие пример, нужны и сегодня. Нашим детям есть чему научиться у их советских сверстников-пионеров: добру, дружбе, любви к природе, взаимовыручке, честности, упорству, труду и многому другому. а если такие картины не снимаются по каким-либо причинам, можно хотя бы чаще показывать их на национальном телевидении…