Спустя 10 дней после того, как армянский офицер Гурген Алавердян, заблудившись из-за неблагоприятных погодных условий при проверке боевых позиций, оказался в азербайджанском плену, представители Международного Комитета Красного Креста (МККК) все еще не посетили его. Скорее всего, Баку просто не допускает их к нему. Такую политику Азербайджан проводит не одно десятилетие.
Министр обороны Армении Давид Тоноян сообщил журналистам, что в МО РА ведется служебное расследование, чтобы выяснить, как случилось так, что армянский военнослужащий оказался в плену — действительно ли он заблудился или был похищен и представлен как плененный или оказался там в других условиях. Тем более, что имеют место попытки манипуляций на тему того, где Алавердян был пленен.“В зависимости от этого мы будем работать в разных международных структурах в разных форматах, хотя сейчас мы требуем, чтобы как минимум офис МККК в Азербайджане посетил нашего военнослужащего”, — сказал министр. По словам Тонояна, сейчас самое главное, чтобы Алавердян был в здравии и безопасности и чтобы как можно скорее был организован визит представителей МККК.
МО и МИД Армении выразили представителям МККК и ОБСЕ озабоченность в связи с распространенными в азербайджанских СМИ явно постановочными видеоматериалами, касающимися армянского офицера, а также их содержанием. Подобное обращение Ереван расценил как унижающее достоинство обращение с офицером Гургеном Алавердяном, что является явным и грубым нарушением международного гуманитарного права. О пренебрежении Азербайджаном этого права свидетельствует тот факт, что он является одной из тех немногих стран, которые отказывается ратифицировать все дополнительные протоколы к конвенциям ООН. Тем самым Азербайджан отрицает признанное цивилизованным человечеством “право на уважение при любых обстоятельствах личности и чести” военнослужащего, закрепленное в Третьей Женевской конвенции. Такое поведение характерно для печально известных террористических группировок и, как следует из вышесказанного, для Азербайджана, который, пропагандируя в азербайджанском обществе армяноненавистничество, самым примитивным образом пытается скрыть серьезные провалы собственной армии в июльских боях под фальшивыми текстами, навязываемыми военнопленному.
Постановочный характер действий азербайджанской стороны, которая по традиции объявила армянского офицера диверсантом, проявился и в том, что в качестве вещей, якобы, принадлежащих Алавердяну, 24 августа были представлены спецодежда черного цвета (разгрузка), автомат АК-103, обойма, граната и средства связи. Между тем, на распространившейся 23 августа в азербайджанских соцсетях видеозаписи пленения армянского офицера этого снаряжения при нем не было. А эксперты razm.info отмечают, что в Геранбое, относительно недалеко от передовой (а азербайджанская сторона утверждает, что “попытка диверсии” была предпринята в направлении этого района), расположен центр горной подготовки военных разведчиков ВС Азербайджана, где проходящие курсы военнослужащие в ходе тренировок носят также черное снаряжение, а также демонстрируемые или очень похожие на них модели. Более того, военнослужащие этого центра вооружены такими же автоматами модели АК-103.