Застройщики настроены оптимистично
Кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, вновь заставили многих предпринимателей вспомнить известный принцип о том, что при умелом подходе кризис дает редкую возможность обойти конкурентов. Воспользоваться моментом призывал, кстати, и премьер-министр Никол Пашинян. Помнится, еще в марте этого года он говорил о том, что именно кризисный период можно использовать для реализации амбициозных реформ.
О том, что каждый кризис — это время возможностей, Мушег Аветисян знает давно. Еще лет десять назад, когда мировой финансово-экономический кризис в буквальном смысле обрушил все макроэкономические показатели нашей страны, он решил основать свой бизнес. В то время ему было лет 27-28. По профессии инженер-строитель, после аспирантуры Мушег начал работать по специальности в компании “Ереваншин” и скоро понял, что может самостоятельно организовать стройработы, почувствовав, как он сам говорит, предпринимательскую жилку в себе.
Шел 2011 год — время, когда объемы строительства у нас падали уже не по дням, а по часам. Однако он рискнул и все же открыл свое дело. Старт деятельности новой компании, предлагающей ремонтные работы офисных, складских и производственных помещений, был уверенным. Новоиспеченный бизнесмен решил в то время для себя, что будет отличаться от остальных компаний сферы инновационными методами в работе. А, поскольку строительный сектор выделялся консерваторскими подходами, и руководители многих компаний были сторонниками традиционных советских подходов в своей деятельности, то гибкость в работе новой компании с клиентами довольно быстро принесла свои плоды.
Спустя несколько лет после этого возглавляемая им компания “Аветисян Констракшн” стала уже многопрофильной структурой, включающей сразу несколько направлений — от услуг по ремонту помещений до строительства многоэтажных и частных жилых домов. “Очень сложно было на том этапе привнести какое-то новшество в подходах и методах работы. Тем более, когда речь шла об устоявшейся и основательно действующей системе”, — вспоминает наш собеседник.
Консерватизмом отличались не только стройкомпании, которые не то чтобы свою страницу в соцсетях, даже собственный сайт не имели, но и простые люди. На поиск и заказ стройуслуг через онлайн-площадку народ, естественно, откликался с трудом. Но ведь развитие не должно быть рассчитано лишь на краткосрочную перспективу, справедливо полагал учредитель “Аветисян Констракшн”, будучи уверенным, что надо идти на опережение и быть готовым к требованиям времени.
И сегодня, оглядываясь назад, понимаешь, насколько важно всегда быть готовым к требованиям времени. В эпоху коронавируса многие сейчас ищут и заказывают услуги строительства и ремонта как раз через онлайн-платформы. Поэтому в выигрыше остаются те, кто сумел вовремя сориентироваться и следовать новым требованиям.
Двухнедельный карантин сказался на показателях полугода
Постепенно наш разговор переходит к проблемам в отечественной сфере строительства. А их, судя по показателям первого полугодия текущего года, должно быть немало. Потому что в период с января по июнь отечественная сфера строительства отличилась наибольшим падением, достигнув отметки в 23,4%. И даже в годовом разрезе строительство продемонстрировало самое существенное снижение, упав на 27%. В то время как сфера услуг, например, просела на 19,4%, торговый сектор — на 18,4%, а промсектор и энергокомплекс, соответственно, — на 3,9% и 0,1%.
Да, но ведь сфера строительства была одной из тех немногих отраслей нашей экономики, которая “простояла” в карантине буквально пару недель. С первых чисел мая здесь были практически полностью сняты ограничения. Так почему же это не спасло ее от серьезного падения, особенно в плане жилищного строительства.
“На самом деле, когда мы говорим, что строительство “засело” на карантин всего лишь на пару недель, максимум дней двадцать, то надо понимать, что даже такого короткого периода времени было достаточно для того, чтобы на нее было оказано существенное воздействие. Ведь если какие-то процессы внезапно прерываются, потом необходимы бывают значительные ресурсы (как финансовые, так и временные), чтобы вновь, так сказать, завести мотор. Более того, замедление темпов работ в сфере во многом было связано также с документооборотом. Потому что практически все госведомства работали примерно на 30%, учитывая то, что сотрудников перевели на удаленную работу. В итоге, все те работы, которые мы могли выполнить, скажем, за месяц, теперь вынужденно тратили три и больше. В этом плане особенно пострадали компании, которые уже были на стадии получения разрешения на строительство или архитектурно-планировочного задания”, — детально обрисовал ситуацию руководитель строительной компании.
На сегодня, однако, наш собеседник настроен оптимистично и уверяет, что темпы частного строительства у нас повсеместно растут. В качестве аргумента указывает на то, что свободную стройтехнику найти сейчас удается с большим трудом. Да и проектировщики заняты по полной. А, значит, уверен г-н Аветисян, тенденция роста будет проявляться и дальше.
“В апреле и в мае в сфере, действительно, возникла какая-то неопределенность. Многие застройщики приостановили свою деятельность, поскольку не могли сориентироваться и понять, к каким последствиям в экономике приведет пандемия. Особенно сильно были напуганы иностранные инвесторы. У меня есть знакомые за рубежом, которые намеревались приступить здесь к жилищному строительству. Но пока они выжидают, поскольку не до конца представляют, какая ситуация в Армении. Сейчас, наоборот, активность в сфере довольно высокая. Скажу больше, продажи квартир в строящихся зданиях в последние месяцы вновь набрали прежние темпы”, — утверждает г-н Аветисян.
Экспертизу проектов следует возложить на государство
Это о плюсах в сфере строительства. Но есть и множество наболевших проблем, среди которых он особенно выделил контроль над безопасностью строящихся зданий. Точнее, проведение экспертиз проектов. Особенно это касается строительства сооружений небольшой этажности и частных домов. Дело в том, как отмечает строитель, что в соответствии с действующим механизмом право на проведение экспертизы дано тем же проектным организациям.
Иначе говоря, если одна проектная компания составляет проект здания, то другая такая же компания проводит его экспертизу. Логика в том, что если специалисты могут осуществлять разработку проекта, то, соответственно, они могут и проверить точность расчетов. Проблема в том, поясняет г-н Аветисян, что в большинстве случаев подобная экспертиза носит формальный характер.
“Процесс строительства, наоборот, серьезно контролируется с технической точки зрения. Кроме того, давайте не забывать, что в отличие от советских времен, застройщиками сейчас выступают частные лица, которые также строго следят за качеством проведения стройработ. Но вот в плане проектных работ разобраться со всеми тонкостями расчетов под силу не каждому. И если крупномасштабные компании, занятые строительством многоэтажных зданий, в состоянии нанять профессионалов сферы, то более мелкое строительство осуществляется практически без соблюдения норм безопасности зданий, а это чревато серьезными проблемами, — обрисовал ситуацию директор “Авакян Констракшн”.
В качестве варианта решения проблемы он предлагает правительству пересмотреть подходы и в сфере проведения экспертиз проектов пойти не на упрощение процедур, а, наоборот, — ужесточение. Иначе говоря, лицензии должны выдаваться отдельно проектировщикам, а отдельно — проверяющим. Монополии создавать, естественно, не нужно. Но, по мнению нашего собеседника, миссия проведения экспертиз проектов должна быть возложена не на частный сектор, а на государство. При таком контроле заметно улучшится и ситуация с проектированием, в результате чего этим делом будут заниматься исключительно профессионалы.