Начавшийся около месяца назад исход из второй по численности (до недавнего времени) партии “Процветающая Армения” после пятого марта с получасового внеочередного съезда партии сразу набрал обороты. О выходе из ППА в тот же день заявили мэр города Гюмри Самвел Баласанян, ректор Государственного института физической культуры Ваграм Аракелян, ректор Гюмрийского педагогического университета Вардеван Григорян и многие другие. Уже 26 сельских старост подали заявления о выходе из рядов ППА — считай, целыми общинами, учитывая бытующий в Армении неписаный закон: к какой партии принадлежит староста, к той же партии примыкает и вся община. Заявление о выходе из партии написал также близкий родственник экс-лидера партии, депутат НС, известный своими хроническими отсутствиями на пленарных заседаниях Мурад Гулоян.
Продолжают редеть и ряды фракции. В общей сложности по состоянию на сегодняшний день покинули партию и фракцию пять из семи депутатов НС, избранных по мажоритарной системе — Мелик Манукян, Давид Кочарян, Мушег Петоян, Григорий Маргарян, Мартун Григорян. Напомним, что, согласно законодательству, они могут покинуть ряды и партии, и фракции, сохранив при этом депутатский мандат.
Ряды партии покинули депутаты Арагац Ахоян, Каро Карапетян, Абрам Манукян, Арутюн Карагезян, экс-министр иностранных дел Вардан Осканян, Рустам Гаспарян и Базмасер Аракелян. Данные господа, будучи избраными по пропорциональной системе, опять-таки согласно законодательству, не в праве покинуть ряды фракции — в этом случае они должны сложить депутатские мандаты. Однако, как видим, этого они делать не намерены. Из перечисленных один лишь Вардан Осканян имел право выйти из состава фракции, сохранив мандат, ибо закон оставляет такое право за первой тройкой пропорционального списка, а господин Осканян шел в списке на втором месте, сразу после Гагика Царукяна.
В данный момент можно утверждать, что во фракции ППА остается 24 депутата (до начала развала партии, напомним, было 36), считая вместе с господином Царукяном, из коих трое — лидер ОТП Гурген Арсенян, вице-председатель партии “Могучая Родина” Степан Маргарян и беспартийный Ваге Ованнисян — изначально не были членами ППА. Какую позицию займут в дальнейшем люди, покинувшие партию но оставшиеся в составе фракции, можно не сомневаться — ведь в качестве мотива выхода из рядов ППА многие назвали несогласие с линией партии. Не приходится сомневаться, что эти люди при голосовании будут поддерживать правящую Республиканскую партию.
В массовом порядке самоликвидируются местные структуры партии, она лишилась и головного офиса, располагавшегося до 5 марта на территории принадлежащего лидеру партии коньячного завода. Так что, если развитие событий продолжится в том же русле, вскоре единственным упоминанием о ППА останется лишь фракция в парламенте, в которой сегодня имеется множество противоречий. Фактически во фракции и в партии остались действующий лидер партии Наира Зограбян, Ваан Бабаян, Ваге Энфиаджян, Рубен Геворгян, Ваан Карапетян, Элинар Варданян, Микаел Мелкумян, Айк Хачатрян.
Что касается ныне уже экс-лидера партии Гагика Царукяна, то его заявление на съезде “Моя просьба к вам — больше не обращаться ко мне по политическим вопросам, я не буду вмешиваться ни в одно из ваших решений. Я вообще не имею отныне никакой связи с ППА” дало основание полагать, что он сложит и депутатский мандат. Ан-нет, не имея никакой связи с партией, он продолжает оставаться депутатом. И получается алогичная ситуация: несерьезное отношение к своей (хотя и бывшей) партии, к политике, институту парламентаризма вообще. Трудно представить, что после всего происшедшего господин Царукян будет участвовать в пленарных заседаниях, заниматься законотворческой деятельностью, да и вообще появится в стенах НС.
Остается пока открытым вопрос прямого поручения главы государства, заявившего в своей речи на заседании Совета РПА 12 февраля с.г.: “Из 145 заседаний Национального Собрания в 2013-2014гг. Гагик Царукян принял участие только в 4. Если он до такой степени пренебрегает своими избирателями и ролью Национального Собрания, то у нас нет такого права. Мы отвечаем за права каждого гражданина Армении. Наши депутаты с завтрашнего дня предпримут шаги по пресечению подобной нелепой ситуации”. В течение последнего месяца “РА” уже неоднократно писала об этом. Но пока парламент молчит. Надолго ли?..
С другой стороны, если после всего этого господин Царукян не собирается сложить депутатские полномочия, то, наверное, тому есть серьезные причины? Впрочем, время покажет, как можно отказаться от лидерства партии, заявить, что не имеешь отныне с ней никакой связи, уходишь из политики, но… сохранить мандат. А, вернее, статус неприкосновенности…
Напомним, когда годы назад примерно в такой же ситуации оказалась партия “Оринац еркир” Артура Багдасаряна, который также пересек Рубикон, поливая грязью власти на митинговых площадях и тем самым подстрекая народ к необдуманным шагам, способным создать угрозу безопасности государства, лидер не отказался от поста руководителя партии. А тут случай совершенно абсурдный: господин Царукян сам создал партию, и сам же, своим уходом, фактически, спровоцировал ее развал. По принципу: “Я тебя породил — я тебя и убью”. Это также показатель отношения к политическому полю и политической деятельности вообще. Политическое поле — не то пространство, куда по желанию можно запросто войти, а потом, по стечению обстоятельств, запросто же и уйти. Если первое ему вполне удалось, вокруг кошелька лидера собрались многочисленные люди, то теперь, когда тот же лидер своим поведением открыто пошел против внутренней и внешней политики страны — те же люди в срочном порядке покидают тонущий корабль. И сам господин Царукян вроде бы не против этого, о чем свидетельствует выход из ППА его ближайших родственников.
Отечественная пресса пишет, что Царукян, помимо “выселения” офисов ППА с принадлежащих ему площадей, требует вернуть и имущество — вплоть до карандашей и резинок. Ну, точно как в детском саду: “Не играй в мои игрушки…” Проще говоря, игра окончена. Вернее, финита ля комедиа. Действительно, все происшедшее могло бы смахивать на комедию (приход олигарха в политику), если бы не было так грустно. Для страны и ее политического поля…
Если сами партийцы не могут сегодня ответить на многие вопросы, касающиеся сложившейся ситуации, это пытаются сделать представители других политических сил.
“Часть членов ППА объединяет идея, другую — более многочисленную, привлек в нее лидер. И то, что они сейчас покидают партию, я считаю явлением нормальным, прогнозируемым. Но сожалею, что некоторые политические силы формируются по этому принципу. Сплочение вокруг лидера в политике никогда не продолжалось долго. Для меня это неприемлемо, поскольку часть общества пережила еще одно разочарование. Но, с другой стороны, те люди, которые смогли сказать свое слово в политике, сегодня находятся в нерешительности, что также неприятно. Повторяю, эти пертурбации, это падение один за другим сегментов оппозиции, эта грызня приводят к нежелательному разочарованию в обществе. Ведь часть его не доверяет властям и хочет идти за другой силой. Они, к сожалению, разочаровались”, — заявил на днях депутат НС от РПА Сукиас Аветисян. Что и говорить, наиболее реальная характеристика отечественного политического поля.
P.S. После внеочередного съезда новоизбранный лидер партии “Процветающая Армения” Наира Зограбян заявила, что партия отныне переходит в стан оппозиции, о чем будет заявлено и на ближайшем пленарном заседании НС. “Нам, естественно, потребуется время, чтобы определить дальнейшую тактику и шаги. Нас ожидает этап серьезнейших обсуждений и анализа для выработки четкой и понятной тактики оппозиции”, — сказала она. Какова будет эта тактика — покажет ближайшее время.