Только строжайшее соблюдение дисциплины поможет преодолеть эпидемию
“Ситуация хоть и стабильная, но напряженная”, — такой вывод сделал министр здравоохранения Арсен Торосян, представляя вчера на заседании правительства данные статистики по распространению эпидемии коронавируса за прошедшие дни.
Рекордное число новых выявленных случаев заражения вирусом COVID-19 (обнародованная вчера цифра — 771 положительный диагноз из 2336 проведенных тестов), разумеется, не радует, однако процентное соотношение приведенных выше показателей, как и в течение прошлых дней, продолжает балансировать в районе 30%. Это и позволило министру Торосяну судить о стабильности ситуации.
Текущая неделя отмечена также определенным облегчением в плане госпитализации. Начиная с воскресенья ситуация выправляется: практически все больные обеспечены койкоместами и находятся в больницах, хотя 51 из них пока ожидают перевода в специализированные, занимающиеся лечением коронавируса, учреждения. Так что эту ситуацию министр охарактеризовал как хорошую, отметив, что во всех реанимационных отделениях также есть по нескольку свободных мест. “То есть, как таковых, нет граждан, которые нуждаются в помощи, но не получают ее. Однако это не означает, что ситуация в каком-то плане улучшилась”, — предупредил Арсен Торосян, указав, что число тяжелых и крайне тяжелых больных пока также стабильно и балансирует в районе 600 человек.
Правительство, по-прежнему, на первый план противоэпидемических мероприятий выдвигает триаду установленных комендатурой правил: ношение масок, соблюдение социальной дистанции и регулярную дезинфекцию рук. Простые, казалось бы, правила, но с их соблюдением все оказалось далеко не просто.
Взять, к примеру, очереди. О них речь зашла в связи с принятой на заседании правительства программой помощи №22 в рамках правительственных мер по смягчению негативных экономических последствий пандемии коронавируса.
В соответствии с Программой №22, единовременное денежное пособие в размере одной минимальной зарплаты получат те граждане, которые лишились работы в результате объявленного локдауна и до сих пор не смогли устроиться на новое место работы. Решение оказать такую помощь было принято, исходя из анализа ситуации на рынке труда, который показал, что из сокращенных в апреле (в период повсеместного карантина) порядка 70 тысяч рабочих мест, уже в мае заново открылось более 50 тысяч. Это позволило правительству определить, что порядка 20 тысяч работавших ранее граждан все еще не смогли устроиться на новые места и нуждаются в помощи. Такую помощь правительство не задержало: уже через несколько дней все попадающие в указанную категорию граждане (список будет составлен на основании баз данных Комитета по государственным доходам) получат государственное пособие на свои банковские карты.
Предоставление помощи в безналичном формате — важное условие, поскольку, как отметил премьер-министр Никол Пашинян, при раздаче помощи по предыдущим программам, выдавая наличность через банки, создалась ситуация, что граждане скапливались в очередях, не следили за соблюдением социальной дистанции и заражали друг друга.
“Кстати, проблема стояния в очереди до сих пор не решена. Ни в какой системе! Притом, если, скажем, на почтах, в банках внутри вопрос решен, снаружи — не решается”, — посетовал глава правительства, отметив, что меры по соблюдению социальной дистанции, зачастую, носят демонстративный характер, а после того, как отчитались, проблема возвращается.
“Наш анализ показывает, что сегодня наши приоритетные, самые главные очаги: двор, здание, квартал, — отметил премьер-министр, в очередной раз озвучив призыв к соотечественникам — Дорогие соотечественники! Мы должны соблюдать противоэпидемические правила. Если мы не соблюдаем противоэпидемические правила, наши проблемы будут усугубляться по всем направлениям.
Мы будем использовать и административные рычаги, но здесь самое главное — поведенческое изменение, которое должно произойти и которое мы начали с себя. И мы, это важно, не для других устанавливаем — мы для всех нас устанавливаем.
Когда мы говорим о штрафах, наша цель не в том, чтобы кого-нибудь оштрафовать. Наоборот, наша цель никого не штрафовать, с условием, что мы все соблюдаем противоэпидемические каноны”.