События вокруг оппозиционной партии “Процветающая Армения”, — “РА” подробно представила их в предыдущем номере, — продолжают развиваться. В среду, во время традиционного диалога парламент-правительство, событий последних дней коснулся и премьер-министр Никол Пашинян. Уголовное дело о даче избирательных взяток партией “Процветающая Армения” на парламентских выборах 2017г. он считает одним из наиболее важных дел в истории третьей республики, поскольку в нем, по мнению премьера, “раскрывается организованный институт влияния на волю народа”.
Коснувшись заявлений некоторых оппозиционных сил и партии “Процветающая Армения”, что преследование ППА и лидера партии Гагика Царукяна является политическим, а не правовым, Пашинян отметил, что использовать уголовное дело, чтобы держать политическую силу под контролем, нужно было прежним властям, имевшим проблемы с легитимностью. “У нашего правительства такой проблемы нет”, — сказал премьер-министр, высказав убеждение: необходимо запретить деятельность таких политических сил, которые насильственными методами влияют на волеизъявление народа. Премьер напомнил, что в 2017 году им был разработан законопроект, предполагающий, что замешанные в системной раздаче избирательных взяток и фальсификациях партии должны быть распущены, призвав задуматься о возвращении этого законопроекта.
Что касается “Процветающей Армении”, то со среды она бойкотирует работу пленарных заседаний НС. Депутаты от этой фракции по нескольку раз на дню выступают с заявлениями о своих дальнейших шагах — обратятся в Конституционный суд по вопросу правомерности решения, связанного с запретом на организацию собраний в условиях чрезвычайного положения, инициируют процедуру выражения вотума недоверия генеральному прокурору Артуру Давтяну и создание следственной комиссии НС для изучения работ по предотвращению распространения коронавируса и устранению последствий эпидемии. Пока столько — но ведь еще не вечер, весьма возможно, прозвучат новые заявления о дальнейших действиях.
По части запрещения митингов, которые, естественно, сейчас очень хотелось бы организовать оппозиции. В связи с коронавирусом в Армении с 16 марта введено чрезвычайное положение, которое продлится до середины июля, если, конечно, не будет продлено вновь. Ситуация серьезная в плане распространения инфекции, и это всем известно. Да и сама оппозиция прекрасно сознает, что скопления людей являются очагами распространения вируса, ответственность за что, в конечном итоге, власти возложат именно на нее, точно так, как сейчас оппозиция требует отчета о проделанной работе в плане противоэпидемических мероприятий.
Население Армении видело, как воскресным днем на подступах к зданию СНБ, куда был приглашен на допрос лидер ППА, собрались многочисленные его сторонники. Во вторник те же сторонники, в большинстве своем — сотрудники принадлежащего крупному собственнику Гагику Царукяну концерна “МультиГрупп”, попытались блокировать подступы к Еревану и даже отдельные центральные магистрали столицы. Все это, впрочем, силами полиции было пресечено. Вечером того же дня сотни людей собрались у здания СНБ, где проходил второй допрос Царукяна. Произошла потасовка, явно спровоцированная неизвестно кем (в толпе легко довести до точки кипения и без того накаленную обстановку и создать ситуацию, когда могут быть пострадавшие со всеми вытекающими последствиями). В ней, в частности, пострадали и выполнявшие свой профессиональный долг журналисты. Официально “Процветающая Армения” не призывала своих сторонников выйти на улицы, а скопление людей интерпретирует как стихийный митинг. Весьма возможно, что так и есть.
Напомним п.3 ст.42 Конституции РА, который гласит: “Свобода выражения мнения может быть ограничена только законом — в целях государственной безопасности, защиты общественного порядка, здоровья и нравственности или чести и доброго имени, а также основных прав и свобод других лиц”. С другой стороны, п.4 ст.10 Закона РА “Правовой режим чрезвычайного положения” гласит: “В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Армения во время чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 15, 17-22 и 42 Конституции Республики Армения”, что, как отмечалось выше, ст.42 Основного Закона страны предусматривает определенные ограничения.
По части приостановки деятельности партии. Законом “Правовой режим чрезвычайного положения” подобное развития событий — запрет или приостановление деятельности отдельно взятой партии, — не предусматривается. Конституцией — тем более. Однако подобный прецедент в истории независимой Армении имеется — в свое время (в 1994г., в период правления АОД), когда Независимая Армения не имела еще ни своей Конституции, ни Закона, регулирующего правовой режим чрезвычайного положения, была приостановлена деятельность на территории РА АРФ Дашнакцутюн. Впоследствии, в 1998 году, после отставки первого Президента РА Левона Тер-Петросяна и избрания главой государства Роберта Кочаряна, деятельность партии была восстановлена, деятели Дашнакцутюн были освобождены из мест заключения “в связи с изменением ситуации”.
О Гагике Царукяне. Вне зависимости от того, как будут развиваться события вокруг второй по численности фракции (заметим — оппозиционной) парламента и лично ее лидера (хотя его сторонники обещают весьма динамичное развитие), отметим, что в настоящее время Гагик Царукян является председателем Национального Олимпийского комитета Армении, совладельцем концерна “МультиГрупп”, насчитывающего 30 тысяч работников, человек, обладающий колоссальным по меркам Армении финансовым состоянием, на протяжении уже 17 лет пребывающий в политике. Руководимая им партия “Процветающая Армения” неизменно была второй по численности политической силой в парламенте, какое-то время входила в состав правящей коалиции.
Начиная с 2007 года, когда ППА вошла в парламент, было опубликовано множество аналитических материалов на предмет того, зачем крупному бизнесмену заниматься еще и политикой. Впоследствии депутатский корпус пополнили и другие крупные бизнесмены, которые, само собой разумеется, никогда не занимались законотворческой деятельностью. Сформировался своеобразный дресс-код: каждый более-менее известный предприниматель должен обладать мандатом народного избранника и, соответственно, депутатской неприкосновенностью. Относительно личностей ничего сказать не можем, но это стало явлением в истории парламентаризма независимой Армении.
О приостановлении деятельности партии. Как говорилось выше, Никол Пашинян напомнил в среду, что в 2017 году им был разработан законопроект, предполагающий, что замешанные в системной раздаче избирательных взяток и фальсификациях партии должны быть распущены, высказав мнение, что стоит задуматься о возвращении этого законопроекта. Пойдут ли власти таким путем, покажут, наверное, буквально ближайшие дни.