Министр обороны Армении Давид Тоноян обнародовал 9 июня объемный концептуальный документ, в котором изложил свое видение развития Вооруженных сил страны в долгосрочной перспективе. Глава оборонного ведомства, в частности, отметил, что за прошедшие годы обстановка в регионе в контексте обеспечения внешней безопасности Армении не претерпела изменений к лучшему. Более того, глобальная пандемия Covid-19 временно ограничила возможности для сотрудничества в военной сфере, и угрозы непосредственно военного характера остаются весьма вероятными. Не изменились и задачи армии. Армянские военнослужащие продолжают дислоцироваться напротив противника вдоль государственной границы Армении и вдоль линии соприкосновения Арцаха, активно применяя новые технические средства, усовершенствованные формы и методы боевого дежурства.
Подразделения ВС продолжают улучшать и совершенствовать свои боевые задачи во время военных учений и тренингов, осваивая оружие нового поколения и тактику наступления. Наша разведка продолжает контролировать противника с более глубокой и большей вовлеченностью. Наша система ПВО продолжает выполнять свое ежедневное дежурство, беря на прицел все возможные цели на любой высоте, наша авиация продолжает совершенствоваться с целью достижения превосходства в воздухе — в сверхзвуковом режиме полетов в воздушном пространстве, осваивая новое поколение многофункциональных самолетов. Наши инженерные и радиоэлектронные системы с каждым днем увеличивают возможности для подавления возможных действий противника на суше и в воздухе.
Одним из постулатов документа является пересмотр стратегии оборонного планирования: “Мы находимся на пороге самого важного этапа оборонного планирования — очередного процесса стратегического оборонного пересмотра”. По словам министра, такой пересмотр позволит обоснованно ответить, какими должны быть Вооруженные силы Армении, чтобы гарантировать военную безопасность страны в обозримом будущем. Отметив, что пересмотр стратегии оборонного планирования является закрытым и длительным процессом, и его полные результаты не подлежат публикации, Тоноян в то же время пообещал, что примерно через два года после окончания процесса будет опубликован обобщенный документ.
Говоря о перевооружении ВС Армении, министр отметил, что процесс широкомасштабного перевооружения ВС, начиная с со стрелкового оружия до дальнобойных ракетных систем и боевой многофункциональной авиации, уже стартовал. Однако, отметил он, мы еще в начале пути. Перевооружение ВС, по словам Тонояна, преследует несколько целей:
— формирование такого военного потенциала, который не только будет сдерживать реваншистские устремления противника и удержит от соблазна начать широкомасштабные военные действия, но и в случае возникновения подобного соблазна молниеносно лишит его возможностей ведения войны. Этот потенциал также нацелен на вытеснение из переговорного процесса по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта языка ультиматумов, предусловий и угроз;
— перевооружение нацелено на комплектование подразделений ВС такими мобильными, современными и высокоточными видами вооружения, которые будут действовать в диапазоне автоматического управления и обеспечат децентрализованные самостоятельные действия подразделений. При этом при приобретении вооружения внимание будет акцентировать на качественных, а не количественных показателях, в результате чего приобретаемые виды вооружения и военной техники должны превысить уже существующие по огневой мощи, точности, мобильности, защищенности и возможностью быстроте реагирования;
— цель перевооружения — добиться более долгосрочной, легкой, требующей меньших человеческих ресурсов и минимально зависящей от человеческого фактора эксплуатации, обслуживания и применения вооружения и военной техники и в результате этого эффективного использования ресурсов;
— другая цель перевооружения — достижение очевидного доминирования над потенциальным противником в разных зонах ведения боевых действий с более эффективным применением доступных ресурсов и нейтрализации существующих в другом направлении рисков. Например, цель создания многофункциональной авиации поколения 4+ — взять инициативу в свои руки в областях “воздух-воздух”, “воздух-земля”. Цель укомплектования действующими на разных высотах и глубине сверхчувствительными системами ПВО — взять на прицел и нейтрализовать все потенциальные средства воздушной атаки: от летающих на низкой высоте и маленьких мишеней до действующих в воздушно-космическом пространстве и т.д.
Для решения военно-политических, военно-экономических, военно-технических и чисто военных задач мы не имеем права находиться исключительно в роли реагирующего, будь то бесконечные нарушения режима перемирия в зоне азербайджано-арцахского конфликта, постоянная подготовка к обороне или реакция на воинственную риторику, отметил Тоноян. Это путь к поражению. Мы должны быть инициативными и уже проделали значительную работу в этом направлении — внедрением соответствующих технических средств и новой тактики изменили логику организации боевого дежурства и принуждения к соблюдению режима прекращения огня и контроля за ним, предотвратив тем самым основную часть нарушений режима перемирия, сказал министр обороны РА. Он подчеркнул, что боевая подготовка ВС Армении не должна концентрироваться исключительно на организации обороны. Тоноян считает необходимым активное применение штурмовых подразделений, осуществляющих тактику превентивных действий.
Одним из ключевых пунктов в стратегии развития ВС Армении министр назвал укрепление военно-политических альянсов и партнерств, насыщенных активным военным и военно-техническим взаимодействием, становление действенных механизмов коллективной обороны. По словам Тонояна, при выстраивании политики внешней безопасности руководство Армении видит естественных союзников и искусственных противников, а при обозначении рамок военно-политических интересов хорошо осознает географическое положение страны. Поэтому шаги Армении нацелены не только на укрепление военно-политической географии, но и на ее расширение. Армения будет и дальше углублять сотрудничество с союзниками и партнерами, способствуя установлению мира и поддержанию стабильности в регионе и различных географических зонах своих стратегических интересов, говорится в документе.