Эдмон Марукян требует гарантий
Спор власть-оппозиция (в связи с известным инцидентом, происшедшим в зале заседаний НС 8 мая) проявляет тенденцию перемещения в кулуары парламента, зрителями же выступают аккредитованные журналисты.
Так, на днях в коридорах НС вице-спикер Ален Симонян встретился случайно с лидером фракции “Просвещенная Армения” Эдмоном Марукяном и поинтересовался, когда его соратники по партии приступят вновь к работе. Затем, пользуясь случаем, начал обвинять “просвещенных” в том, что в дни революции 2018 года, конкретнее 16 апреля на фейсбуковской странице блока “Елк” (членами которого были и Эдмон Марукян, и Никол Пашинян) он призвал их выйти на улицу, однако реакции не последовало. Господин Марукян, естественно, данный факт отрицает. Было подобное, или нет — знают лишь сами визави, но то, что Эдмон Марукян со своими сторонниками поначалу не участвовали в уличных акциях, видели все мы. На улице они появились лишь тогда, когда стало очевидно — центр тяжести сместился. Но это к слову.
Парламентское большинство, в качестве тяжкого преступления, уже ставит в вину “просвещенным” то, что они, якобы, сотрудничают с прежней властью. Притом, изначально был политический контекст — создать впечатление, что работа парламента лишена смысла: мол, он не профессионален, несерьезно относится к доверенному делу, а его состав не отличается от состава предыдущего созыва и т. д.
Об этом на традиционных брифингах в Национальном Собрании заявил на днях председатель постоянной комиссии по внешним отношениям, депутат от правящего блока “Мой шаг” Рубен Рубинян, отвечая на вопрос о том, на каких основаниях они подозревают партию “Просвещенная Армения” в сотрудничестве с прежними властями.
По словам Рубиняна, очевидно, что подобное представление о работе парламента выгодно бывшим властям страны. “Они пытаются де-легитимировать парламент разными путями, в том числе и через подчиненные им СМИ” (опять СМИ — Г.С.), — заверил Рубинян. Действия “Просвещенной Армении”, по его мнению, свидетельствуют именно об этом. И если провести параллели, то становится очевидным, что “Просвещенная Армения”, волею или неволей, действует в данном контексте. “Недавнее поведение некоторых представителей парламентской фракции партии “Просвещенная Армения”, и, в первую очередь, ее лидера, свидетельствуют об этом”, — сказал депутат.
Со столь веским аргументом категорически не согласен Эдмон Марукян. “Партия “Просвещенная Армения” не имеет никакого отношения ни к Микаелу Минасяну (зятю третьего Президента Армении Сержа Саргсяна), ни к перечисленным ими бывшими. Отныне партия не станет отвечать ни на какие вопросы, связанные с прежними, ибо в течение последних дней ожидала доказательств, аргументирующих заявления. Но этого не произошло”, — заявил Эдмон Марукян, добавив, что оправдываться партия не собирается.
Он также предложил внимательно посмотреть, в какой из фракций больше представителей прежних властей — “Просвещенной Армении” или “Моего шага”, либо в правительстве.
Что касается возвращения в НС и возобновления законотворческой деятельности, выясняется, что “Просвещенная Армения” этот вопрос даже не обсуждала, тем более не объявляла бойкота, о чем Эдмон Марукян заявил опять таки на традиционном брифинге. Но когда вернутся к работе — этот вопрос также не обсуждался. Как говорится, солдат спит — служба идет. Бойкот со стороны народных избранников — акция политическая (вне зависимости от того, просто ли поругались и потолкались, возведя личные амбиции выше государственных интересов, или в силу различия политических взглядов) и за отсутствие с заседаний ни депутатский стаж не прерывается, ни выплачиваемая за счет налогоплательщиков зарплата. Но в данном случае, как выяснилось, бойкот не был заявлен, и в этом случае ситуация приобретает еще более странный оттенок.
А вообще, по мнению Эдмона Марукяна, кампания против его партии началась недавно и продолжается по сей день, но уже с новой силой. По его словам, действующие власти, по сути, воспринимают любую критику в свой адрес как провокацию, с которой надо бороться. “Когда они оценивают критику как провокацию, это означает, что против данной провокации можно применить силу. Выходит, что с их точки зрения, насилие в данном случае является оправданным”, — подчеркнул Марукян, заметив, что такой подход избежно повлияет на уровень свободы выражения мнений в стране.
Впрочем, выход из сложившейся нелицеприятной ситуации, как выяснилось, существует. Эдмон Марукян предлагает компромиссный вариант — и не суть важно, что не имеющий ни малейшего отношения к политике. “Мы бойкота не объявляли и не собираемся его объявлять. Мы ожидаем гарантий, что в парламенте больше не будет насилия. Но даже если таких гарантий не будет, мы все равно вернемся. Однако в любом случае мы ожидаем гарантий “, — заявил Марукян, напомнив, что ожидает также политической оценки.
Весьма любопытно, какого содержания гарантий ожидает господин Марукян с высшей трибуны в государстве — заверения парламентского большинства, что отныне в парламенте не будет насилия? И тем самым признания, что насилие все-таки имело место? Но конечно, время покажет, к какому консенсусу придут стороны — до следующего пленарного заседания времени остается достаточно, и по всей вероятности все вопросы будут улажены за закрытыми дверями. В том числе и требование гарантий со стороны господина Марукяна, что парламентское большинство больше не будет бить парламентское меньшинство.
Конечно, можно было вовсе не обращать внимание на эту перепалку, последовавшую за грубым инцидентом, имевшим место в зале заседаний НС 8 мая (подобное, — порой и похлеще, — бывает в парламентах многих стран мира), тем более, что спорят ведь не о принятии хороших законов, урегулировании Карабахской проблемы или преодолении пандемии и ее последствий. Но взаимные оскорбления и непристойные выражения, поведение ниже плинтуса людей, наделенных властными рычагами, трансформируются в личную вражду, за которой, как правило, следуют политические процессы. Свидетельством тому — пройденный нами путь за последние три десятилетия.