Возня вокруг осужденных в Степанакерте азербайджанских диверсантов обусловлена борьбой США и России за влияние в Азербайджане
Официальный Баку через свои СМИ продолжает активно поднимать перед представителями стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию вопрос “возвращения Азербайджану” двух азербайджанских диверсантов, один из которых — Дильгам Аскеров — был приговорен степанакертским судом к пожизненному заключению, другой — Шахбаз Гулиев — к 22 годам лишения свободы. Азербайджанские журналисты своими вопросами выуживают у российских и американских дипломатов устраивющие Баку заявления для оказания давления на армянские стороны.
Именно так азерпроповские шавки вынудили спецпредставителя МИД России Александра Лукашевича подтвердить, что Москва, как об этом ранее заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, “обсудит с армянскими коллегами” вопрос задержанного летом 2014г. в Карвачаре (Арцах) азербайджанского диверсанта Дильгама Аскерова, которого Баку тщится выдать за гражданина России. Между тем, как сообщил журналистам адвокат Аскерова Эрик Бегларян, в ходе судебного разбирательства в рамках уголовного дела в Степанакерте выяснилось, что “Аскеров является гражданином Азербайджанской Республики, а не Российской Федерации”.
Таким же образом высказаться заставили официального представителя Госдепартамента США Джен Псаки, которая была вынуждена повторить заявление помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд, призвавшей армянскую сторону “вернуть двух заключенных правительству Азербайджана”. “Виктория Нуланд также призвала соответствующие власти передать заключенных. Стороны, как правило, находили в прошлом способы передачи заключенных в качестве гуманитарного жеста, и, как показывает опыт, подобные шаги снижают уровень напряженности, формируя доверие между сторонами. Это то, о чем говорила Виктория Нуланд”, — сказала Псаки.
Каким образом возвращение убийц способно сформировать доверие, непонятно разуму обычного человека. Но все встает на свои места, когда происходящее рассматривается через призму геополитических интересов мировых держав в регионе. Скобки раскрыла издающаяся на английском языке в 24 странах мира международная деловая газета Financial Times (штаб-квартира в Лондоне).
В частности, издание со ссылкой на проект долгосрочной энергетической стратегии Евросоюза отмечает, что, после закрытия совместного с Россией проекта “Южный поток”, ЕС заключит договоры с альтернативными поставщиками газа, среди которых Туркменистан, Азербайджан и Алжир. ЕС намерен “использовать все внешнеполитические инструменты для установления стратегического партнерства в энергетике” с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан и Алжир, говорится в проекте. “Думаю, Европа уже устала каждое лето обсуждать, как пройти зиму. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких проблем в XXI веке”, — сказал FT зампредседателя Европейской комиссии по энергетике Марош Шефчович.
По его словам, Россия “останется очень важным” поставщиком энергоносителей в ЕС, но ее влияние снизится. Приоритетным проектом Шефрович считает Транс-Адриатический газопровод (TAP), по которому к 2020 году в Италию должны начать поступать 10 млрд кубометров азербайджанского газа, в дальнейшем его мощность должна вырасти до 20 млрд кубометров. Чтобы обеспечить увеличение мощности южного коридора, Брюссель пытается привлечь к проекту также Туркменистан.
Шефчович отметил, что основной проблемой поставок из Каспийского региона является позиция России. Москва настаивает на том, что поставки газа из региона могут проводиться лишь при согласии прибрежных государств. Шефчович заверил, что сторонам удастся достичь “технического и правового” соглашения.
Однако ранее немецкое издание Sueddeutsche Zeitung сообщило, что проект новой стратегии ЕС подразумевает лишение стран-членов права на принятие решений в энергетической политике в пользу Еврокомиссии. Теперь государства перед подписанием новых соглашений со странами, не входящими в Евросоюз, должны будут передавать договоренности на рассмотрение Брюсселя, причем Еврокомиссия будет принимать окончательное решение по сделке.
Под угрозой оказались контракты “Газпрома”, которые ранее были полностью конфиденциальными. Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов заявил РБК, что новые планы Еврокомиссии по вмешательству в двусторонние газовые контракты — это “продолжение политики, начатой не вчера”. “Парадокс сегодняшней газовой сферы Европы — под предлогом борьбы с нерыночным поведением России происходит отказ от экономически обоснованных решений и внедряется директивное управление, — прокомментировал он. — А под флагом борьбы за конкуренцию закрываются рынки для одних участников и создаются преференции для других”.
В рамках данного материала излишне вдаваться в дальнейшие детали этой газовой войны. Но нелишне напомнить, какую роль во всей этой трубопроводной войне, направленной на ослабление позиций России на Южном Кавказе, играли и играют США. На этом фоне представляется наивным “недоумение” главы азербайджанской общественной организации AZAD Эльмара Шахтахтинского, который в открытом письме госсекретарю США вопрошает: “Почему Америка предала свои ценности и друзей в Азербайджане?” Он отмечает, что сделанное в Баку заявление помощника госсекретаря Виктории Нуланд о планах США и Азербайджана создать “совместную структуру для демократии и прав человека” может быть воспринято, как “последний гвоздь, вбитый в гроб американской поддержки демократии в Азербайджане”.
“К сожалению, ни один из заключенных диссидентов не были упомянуты г-жой Нуланд в ее публичном выступлении в Баку. Вместо того, чтобы однозначно потребовать их немедленного освобождения, мы услышали, как помощник госсекретаря фактически выразил поддержку США официальному Баку своими обещаниями дружбы и сотрудничества. Не удивительно, что сразу после визита Нуланд власти вынесли приговор по одному из дел против журналистки Хадиджи Исмайловой, возобновили давление на других сотрудников радио “Свобода”, продлили досудебный арест всемирно известного правозащитника Лейлы Юнус и ее мужа Арифа Юнуса, а также вынесли приговор дочери лидера оппозиции Джамиля Гасанлы”, — пишет Шахтахтинский.
Зато г-жа Нуланд охотно повелась на просьбу Баку потребовать выдачи азербайджанских диверсантов. Вашингтону, равно как и Москве, Аскеров и Гулиев не нужны. Но они очень нужны Азербайджану, который США, в свою очередь, пытаются удержать от радикальных шагов в направлении возвращения в русло российской геополитики. Россия со своей стороны стремится не допустить окончательной вестернизации еще балансирующего Азербайджана. И вопрос выдачи азербайджанских диверсантов — мелочь в сравнении с уступками, предусматриваемыми пресловутыми Мадридскими принципами. Правда, в большой политике мелочей не бывает. Положив им начало, можно докатиться до катастрофических последствий.