Известная шахматистка Элина Даниелян — чемпионка и призер европейских первенств — в интервью нашему корреспонденту рассказала о своем бывшем тренере Арсене Егиазаряне, недавно скоропостижно скончавшемся в 49 лет, а также поделилась мнением о бесперспективности онлайн соревнований и о том, почему мир после пандемии не будет прежним.
— Когда вы впервые пересеклись с вашим будущим наставником?
— Наша дружба завязалась еще в конце 80-х годов — практически сразу после того, как я со своей семьей переехала из Баку в Ереван. Здесь я начала заниматься в шахматной школе имени Тиграна Петросяна, которой руководил Овик Халикян. Именно он познакомил нас, предложив Арсену позаниматься со мной. Таким образом, мой новый наставник, будучи на 8 лет старше меня, возился со мной — 10-летней девочкой. С тех пор он долгое время помогал мне, сыграв основательную роль в моей юношеской карьере. Мы вместе готовились к турнирам, участвовали в сборах, выезжали на соревнования.
— Как вы можете охарактеризовать Егиазаряна в жизни и в шахматах?
— По жизни Арсен был позитивным человеком: добрым, застенчивым, воспитанным и, вместе с тем, шутником. Одновременно, он слыл креативным шахматистом, у которого никогда не было дефицита интересных идей. Впрочем, Арсен довольно рано прервал игровую карьеру, сконцентрировавшись на тренерской работе. Может это было и к лучшему, поскольку он дал путевку в шахматную жизнь не одному поколению талантливых армянских ребят.
— Можно ли сказать, что именно он сформировал ваш нынешний игровой почерк?
— В период нашей совместной работы в моей игре, да, проявлялся арсеновский стиль, но с годами у меня появились и другие тренера, изменилась также манера игры. При нем я играла в более позиционные и “правильные” шахматы. Арсен безусловно повлиял на мое становление в качестве шахматистки.
— С именем Арсена Егиазаряна ассоциируются и самые высокие достижения женской сборной Армении — победа и 3 место в командном чемпионате Европы. Чем были обусловлены беспрецедентные в то время успехи нашей команды?
— А еще поделив 5-6 места на Всемирной олимпиаде, мы по дополнительным показателям замкнули шестерку лучших. Никогда не забуду нашу победу на европейском первенстве 2003 года в Пловдиве. Правда, тогда соревнования проводились на двух досках. А через три года — в Греции команды соревновались уже на четырех досках и мы стали бронзовыми призерами. Не знаю, под его руководством игра у нас можно сказать шла. К тому же тогда мы были совсем молодые и энергичные. Арсен умел настраивать, иногда мог что-то сказать и разрядить напряженную ситуацию.
— Можете вспомнить какую-нибудь забавную историю того периода?
— С Арсеном у нас связано очень много смешных историй. Недавно с другой нашей подругой по той чудесной команде — Нелли Агинян, мы вспоминали все эти приключения. С Арсеном легко было работать, поскольку он всегда все понимал и делал адеквадные выводы, любил шутить и подшучивать.
— Думаю, наилучшей данью памяти прекрасного тренера будут новые победы наших шахматистов. Сами Вы готовитесь к соревнованиям или сезон все же можно считать несостоявшимся?
— Пока сижу на карантине, занимаюсь домашними делами и, конечно, много времени посвящаю дочери. Ей скоро будет 4 годика. Сложновато постоянно находиться дома — устаешь. Но занятие находим: постоянно играем вместе, учим цифры и буквы, смотрим мультики. Ребенок и сам не верит, что я все время рядом и никуда не уезжаю. Дело в том, что практически через год после ее рождения я вернулась к активной игре и столь часто уезжала на соревнования, что она уже привыкла к моему периодическому отсутствию.
— Уже присматриваетесь к тренерской работе?
— Постепенно подумываю об этом, да и самой тоже интересно. У меня и сейчас есть пара учеников, но трудно совмещать игровую и тренерскую деятельность. Правда, в этом году у нас отменили все турниры и можно попробовать больше времени уделять этой работе.
— Ну, не все. Проводятся много интернет-турниров, а в мае намечается и первый онлайн чемпионат Европы. Вы не планируете участвовать в нем?
— Я как-то всерьез не воспринимаю подобные соревнования. Попробовала пару раз сыграть в них, но так разочаровалась, что уже и не тянет. На одном из таких турниров меня за 1,5 минуты победил любитель с непонятным рейтингом. Я даже сильнейшим игрокам так никогда не проигрывала. Читерство достигло неописуемых масштабов. Не вижу смысла соревноваться без включенных видеокамер с невидимыми соперниками. Поэтому в основном занимаюсь для себя, чтобы просто оставаться в тонусе. А самое абсурдное то, что сейчас проводят онлайн соревнования с классическим контролем времени. В интернете можно соревноваться только в блиц, чтобы у игроков просто не было времени на пользование подсказкой.
Я даже не зарегистрировалась для участия в чемпионате Европы — пока раздумываю. Откровенно говоря, и желания особого нет, так как на каждую партию отводится 10 минут плюс 2 секунды на каждый ход. Это просто раздолье для читера. Я не считаю, что за интернет-шахматами есть будущее. Даже при включенной камере можно умудриться воспользоваться суфлером. К примеру, во время игры соперник отлучается в туалет, где он абсолютно бесконтролен.
— То есть если в этом году не будет соревнований, проводимых в обычном формате, то вы воздержитесь от участия в турнирах?
— Многие не будут играть. Намеченный на июнь женский индивидуальный чемпионат Европы предварительно перенесен на ноябрь. Но, честно говоря, не верится, что он будет сыгран осенью. Пандемия может и пройдет, но в Старом Свете ожидается такой экономический кризис, что будет не до шахмат. Уже очевидно, что после этого мир не будет прежним.
— А шахматы?
— Мне кажется, что и с шахматами будет проблема. Вся эта история нанесла экономике многих стран столь сильный ущерб, что в финансовом плане трудно будет обеспечить проведение турниров с прежним призовым фондом. Понадобится немало времени, чтобы переварить всю эту кашу и восстановиться. Европе год точно будет не до шахмат. Возможно, будут проводиться какие-то мелкие турниры, но не крупные, серьезные соревнования. Неопределенность и есть самое страшное. Если же чемпионат Европы и перенесенная на год Всемирная олимпиада все же пройдут в нормальном режиме, то я сыграю в них.