Ереван опроверг утверждения Анкары об обращении за помощью к Турции в рамках борьбы с новым типом коронавируса.
“Армения прилагает последовательные усилия для возвращения на Родину наших граждан, оказавшихся в сложной ситуации, особенно из стран, где эпидемия нового типа коронавируса получила широкое распространение. В этом контексте я должна отметить, что 73 наших граждан, находившиеся в Турции и изъявившие желание вернуться, уже в пятницу были перевезены в Армению. По этому вопросу официальные круги МИД Армении сотрудничали с турецкими и грузинскими соответствующими органами. Сотрудничество с турецкой стороной было ограничено только этими рамками, и Армения не просила никакой поддержки за пределами этих рамок”, — отметила в этой связи пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян.
В условиях продолжающейся сухопутной блокады Армении со стороны Турции и отсутствия дипломатических отношений возможности взаимодействия между двумя странами существенно ограничены и требуют реальной доброй воли и создания доверия, отметила она. “К сожалению, некоторые заявления, сделанные турецкой стороной в контексте борьбы с коронавирусом, не способствуют формированию деполитизированной и гуманитарной среды сотрудничества. Особенно вызывает сожаление неуважительное отношение и неуместная политизация в отношении помощи, предоставленной Армении третьей стороной, а также в отношении дружбы народов и национальных символов”.
Шумиху о якобы готовности оказать помощь Армении Анкара попыталась поднять через Константинопольского патриарха Армянской Апостольской церкви епископа Саака Машаляна, который на странице Патриархии в Facebook сообщил о звонке Эрдогана, который поблагодарил армянскую общину за участие в сборе средств в рамках марафона по борьбе с коронавирусом, а также выразил готовность оказать помощь Армении в виде медикаментов. Ереван комментировать неофициальную информацию, естественно, не стал, и Анкара решила представить дело так, будто Армения сама обратилась к ней за помощью. Трюк, надо сказать, дешевый, низкопробный. Трудно представить, что Армения обратится за помощью к стране, которая ведет против нее военные действия. А закрытая Турцией в угоду Азербайджану граница с Арменией — не что иное, как военные действия, направленные на изоляцию армянского государства. А это — продолжение геноцидальной политики Турции, власти которой с конца XIX и практически до середины ХХ века планомерно уничтожали армянское (в целом — немусульманское) население. Апогеем этой политики стали 1915-23гг., в течение которых было зверски убито и насильственно депортировано более 2 млн армян. Несмотря на признание факта Геноцида армян международным сообществом, Анкара отрицает совершенное преступление против человечности. А значит, оправдывает подобные методы решения вопросов. Впрочем, сегодня Турция подобными же чудовищными античеловечными методами действует в Сирии, жестоко расправляясь с мирным населением, в первую очередь христианским.
Кроме того, Турция опасается, что стоящая перед ней проблема международного признания Геноцида армян, маячащая перспектива предъявления требования компенсаций и другие вытекающие из этого многочисленные вопросы сведут к нулю все усилия Анкары стать по меньшей мере региональной державой. В этом контексте вполне объяснима нервная реакции Турции на поставленную Китаем Армении медицинскую помощь для борьбы с коронавирусом. Точнее, на сопроводительную надпись на коробках: “Пусть наша дружба будет выше, чем гора Арарат, и дольше, чем река Янцзы”. Вызванный в МИД Турции посол КНР Дэн Ли разъяснил, что груз с гуманитарной помощью для Армении был подготовлен местной администрацией одного из регионов КНР и был отправлен частной компанией. Причем местная администрация разместила на коробках лишь текст на китайском языке, где не содержалось упоминания об Арарате. В китайском языке, как уточнила директор Центра Конфуция Российско-Армянского университета в Ереване Наира Антонян, нет отдельного иероглифа, обозначающего “Арарат”. По ее словам, “дословно написано — “гао шан” — “высокая гора”. Надпись на английском языке со ссылкой на гору Арарат, по словам китайского посла, была размещена на коробках позднее. Правда, посол не уточнил, кем и почему, отметив лишь, что “инцидент всесторонне расследуется, и турецкая сторона будет оповещена об итогах” и что “позиция Китая в вопросе уважения к суверенитету и территориальной целостности Турции неизменна”.
В борьбе за региональное лидерство у Анкары полон рот проблем с Россией и Ираном. И появление на арене Китая с его амбициозными экономическими и политическими планами вряд ли способно воодушевить Анкару.