Лучшая стратегия в борьбе с любой эпидемией — работать на опережение, считает видный ученый, профессиональный вирусолог и генетик, профессор вирусологии при Университете Монреаля (Université de Montréal, Québec, Canada) Левон Абрамян.
Профессор работал в Ереванском институте молекулярной биологии, Карловском университете в Праге, в двух известных университетах в США (University of Nebraska Virology Center; Rush University Medical Center), в московском Институте молекулярной генетики, в Институте клинических исследований города Монреаля и Леди Девис, Институте McGill University (Canada). Много лет Абрамян занимается исследованием коронавируса, порядка 16 лет занимался изучением ВИЧ, а также работает с вирусом гриппа, вирусом Зика и рядом других вирусов зоонотического потенциала (зооноз — микроорганизм животного, который может заражать человека). За информацией к профессору Абрамяну при вспышках тех или иных эпидемий часто обращаются многие зарубежные издания.
Нам удалось связаться с ученым с просьбой прокомментировать ситуацию с коронавирусом (COVID-19), степень его опасности применительно к Армении.
— Я уже не раз говорил, а также много писал в социальных сетях, и через моих соотечественников пытался донести самое главное: правительство Армении должно приготовиться, соответственно международным стандартам, к этой эпидемии, а граждане должны следовать инструкциям санитарно-медицинских служб и государственных органов, которые отвечают за эпидемиологическую и национальную безопасность. Граждане же поддаются панике, которая подстегивается отчасти и некоторыми недобросовестными репортерами и блогерами. Да, нужно избегать паники, но не с помощью повторения мантры “вирус не страшный, и все обойдется”. Честная информация, вовремя доложенная населению экспертами в доходчивой форме, плюс готовность государственных структур к эпидемии — вот это лучшая стратегия и для защиты населения, и для обеспечения спокойствия в стране. Новые вирусные инфекции — это сложное и малоизученное пока явление. Я, например, занимаюсь этой проблемой годы, и каждый день мы находим что-то новое. У Армении нет ни финансовых, ни человеческих ресурсов такого масштаба, как в Китае, России или США. Поэтому стратегия наша должна быть более эффективной и просчитанной, а опыт других стран необходимо знать как таблицу умножения. Нет панике, но необходимо действовать на опережение.
— Г-н Абрамян, один из главных аргументов, которыми сегодня успокаивают людей, это сравнительно небольшое число зараженных в Китае, население которого превышает миллиард. Получается, что опасность коронавируса преувеличена?
— Да, на сегодняшний день зараженных более 85 000, а погибших — около 3 000 человек. Хочу подчеркнуть, что такие “низкие” показатели стали возможными только и только, благодаря чрезвычайно жестким, полицейским методам контроля и профилактики, введенными китайскими властями. Да, при этом индивидуальные свободы были ограничены, но это позволило снизить скорость распространения вируса и мобилизовать ресурсы и персонал. Для некоторых либеральных правительств, такой поход неприемлем. Однако необходимо понимать, что 86 000 больных и 3000 умерших — это результат мощной и слаженной работы государственных структур быстрого реагирования и заслуга врачей!
Кроме того, введение Китаем жестких мер контроля позволило им не только значительно снизить скорость роста эпидемии, но и обеспечило остальным странам мира время, необходимое для подготовки к эпидемии на их территориях или — к пандемии. Как говорится в детской считалочке “кто не спрятался — я не виноват”. Без этих, казалось бы, драконовских мер заболевших было бы миллионы, а смертей, возможно — десятки или сотни тысяч. Кстати, существенная часть заболевших и умерших — это работники медицинского персонала! Потому что они не имели соответствующего опыта работы с вирусной инфекцией. Это еще один важный урок, который нужно было бы вынести из этой истории.
— То есть небольшой процент смертности от коронавируса (2%) — это далеко не “обнадеживающий” аргумент?
— Вопрос: небольшой процент для кого или по сравнению с чем? Так вот, на самом деле в эпицентре эпидемии смертность была около 5%! По всему Китаю усредненный показатель смертности 2,1-2,3%. А это — приблизительно в 50-100 раз выше, чем смертность от сезонного гриппа! Разве это не существенная разница? Поэтому, когда делается сравнение с гриппом, нужно четко определять, в чем сходство и в чем различие. Паника, к сожалению, в разной степени появилась везде, но в одних странах — правительства подготовились к эпидемии относительно хорошо, и поэтому у граждан есть ощущение того, что ситуация под контролем, и это несмотря на некоторую истерику в СМИ. А вот другие страны взяли на вооружение стратегию “авось пронесет”.
Армения имеет особую специфику, которую нужно учитывать в случае прогнозирования и подготовки к эпидемии. Это маленькая страна, с большой плотностью населения, которое в основном сконцентрировано в 3-4 городах. Национальные традиции — объятия, поцелуи при встречах, рукопожатия, большой процент курящих (а последние данные из эпицентра эпидемии указывают на то, что курильщики больше подвержены этой инфекции, и прогноз течения болезни у них намного хуже), популярность общественного транспорта (отличная возможность для передачи вируса), хождение по гостям и проживание большими семьями — все эти особенности создают благоприятные возможности вирусу для “получения” новых “хозяев”, то есть облегчают перенос вируса на новых людей.
Четкие инструкции и четкий контроль за их выполнением — это основа антиэпидемической защиты. Все эти особенности Армении нужно учитывать для прогнозирования и подготовки.
— И напоследок, ваши рекомендации гражданам — как по возможности обезопасить себя от коронавируса?
— Вирус этот имеет оболочку, мембрану, которая состоит из липидов (жирных молекул), поэтому мы предполагаем, что, как и большинство оболочечных вирусов, этот вирус будет сезонным, и что он чувствителен к детергентам (мыло) и спиртам. О сезонности этого коронавируса: пока это только предположения, основанные на сравнении с похожими вирусами. Данные о том, что этот коронавирус можно обезвредить с помощью мыла или алкоголя, можно считать доказанными. Поэтому повторюсь: мойте руки хорошо. Генетическая информация вируса (геном) находится в форме РНК, а это означает что вирус легко может мутировать и адаптироваться к новым хозяевам, видам животных, к вакцине или антивирусным препаратам. Но это мое утверждение основывается на сравнении с похожими вирусами. Нужны многолетние интенсивные исследования для того, чтобы узнать биологию, особенности “поведения” этого вируса. Разработка вакцин против вирусов с геномом в виде РНК — сложное дело. Примеры — ВИЧ и грипп.
Заражаемость вируса пока точно неизвестна — нужно говорить правду. Предварительные данные указывают на то, что заражаемость (контагиозность, Ro value) сравнима с вирусом гриппа. Да, этот показатель меньше, чем у краснухи и кори, но при смертности даже в 0,5% (а на самом деле, смертность может быть намного выше для этого коронавируса) — это в 10 раз выше, чем при сезонном гриппе. Пока вакцины нет, карантинные мероприятия — наше лучшее оружие против эпидемии. Карантин позволяет снизить и распространение инфекции, и смертность.
Да, возрастная группа от 60 лет и старше — является группой риска, с более высокой смертностью, которая может доходить до 15-20%. Это означает, что старшее поколение возможно нуждается в особых мерах профилактики. О важности личной гигиены: мыть руки мылом тщательно — секунд 20; не трогать лицо, особенно нос, глаза и рот руками; избегать скоплений людей; если есть возможность — лучше пройтись пешком, нежели проехать в транспорте; овощи и фрукты мыть хорошо; регулярно протирать ручки, поручни, кнопки лифта, кухонный стол и т.д. дезинфектантами (спиртовые растворы с содержанием спирта не меньше 60%, перекисью 0,5% или разведенной водой Жавеля). Если нет острой необходимости, отложить поездки за рубеж. На государственном же уровне главное — подготовить персонал и медучреждения и средства. Они должны обеспечить сознательное выполнение всеми службами своих функций!
Напоследок отмечу, что сотни лабораторий и десятки биофармацевтических компаний работают интенсивно над получением вакцины и антивирусных препаратов. Несколько прототипов вакцин находятся на начальных этапах испытаний. Мне совершенно очевидно, что необходимо международное сотрудничество или даже международный концерн, который будет заниматься производством вакцин вне зависимости от конъюнктуры и политических процессов.
— Мы многое пока не знаем о коронавирусе, а эксперты в этой области продолжают жарко спорить об отдельных аспектах и прогнозах. В этом контексте стоит отметить в последнее время активно муссируемую в СМИ тему искусственного происхождении коронавируса, так и многих других вирусных заболеваний. Что вы скажете по этому поводу?
— Одним из серьезных доказательств против идеи искусственного происхождения вируса, является тот факт, что генетическая информация нового коронавируса чрезвычайно похожа на геном коронавируса летучих мышей. То есть, вирус летучих мышей, мутируя и эволюционируя, адаптировался к человеку. Возможно, между летучей мышью и человеком был ещё один промежуточный «хозяин», то есть другое животное, которое было разносчиком нового коронавируса. Недавно, подозрение пало на ящера (панголин), на которого в Азии активно, но нелегально охотятся и потребляют в пищу. Пока этот вопрос не выяснен до конца.
Я не верю в конспирологию в принципе. С научной точки зрения, теоретически можно установить является ли вирус или бактерия творением ученых или это «дикий» штамм. Для этого нужно докопаться до пациента или животного зеро, (т.е. того, кто первый заразился), а также необходим сам оригинальный штамм, чтобы сравнить их. Практически же, успех такой работы почти невозможен, если кто-то сознательно пытается скрыть одно из этих неизвестных в этом уравнении. А «поймать за руку» очень сложно. РНК вирусы имеют очень высокую частоту мутаций. На практике вирус, который заразил человека Х, мутирует сразу же в этом организме, и уже через несколько часов в инфицированном организме присутствуют десятки или сотни «новых» штаммов этого же вируса. С помощью новых технологий глубокого секвенирования, можно выявить все штаммы и используя специальные математические методы, установить генетическую информацию изначального оригинального вируса. Но даже это недостаточно для однозначного определения первоисточника инфекции. Однако есть очень показательные истории, например, в случае со свиным гриппом, учёным удалось установить имя мальчика и деревню в Мексике, который был пациентом зеро, от которого пошла пандемия свиного гриппа в 2009 году.
Но в принципе специалисты могут создать боевые вирусы: технически и теоретически некоторые лаборатории способны это сделать. Но я хочу верить, что ни одно государство не будет финансировать такие проекты. Есть международные договоры запрещающие такие разработки. Все те, кто утверждают, что этот коронавирус был разработан в лаборатории, не имеют доказательств. Это фейк, попытка пропиариться или заработать деньги на этой шумихе. У таких фейков могут быть и политические мотивы.
А вот, к сожалению, что не было сделано, так это не были доведены до конца разработки вакцин против SARS и MERs. На пике эпидемий был интерес, и разные лаборатории и компании инициировали работы над вакцинами против этих коронавирусов, но потом интерес затих вместе с финансированием. Вакцины не были разработаны. А могли бы их несколько лет назад получить, что сейчас нам дало необходимые знания и опыт для более быстрого получения вакцины против нынешней коронавирусной инфекции. Из этого тоже нужно вынести правильный урок — вакцины нужно получать, даже если экстренной нужды уже нет.