Заседание Совета правящей Республиканской партии Армении, состоявшееся вечером в минувший четверг (12 февраля) в полном смысле слова перевернуло ситуацию, сложившуюся на внутриполитическом поле страны.
Речь Президента страны, Председателя РПА Сержа Саргсяна, прозвучала “громом среди ясного неба”, поскольку содержала беспрецедентно жесткие оценки в адрес лидера партии “Процветающая Армения” Гагика Царукяна, связанных с ним и его партией процессов на политическом поле, а также определяла четкие шаги, направленные на изменение ситуации.
В последующие дни, комментаторы выдвигали разные версии того, что явилось последней каплей, переполнившей чашу терпения членов Совета РПА и лично Сержа Саргсяна. Сам Президент в своей речи указал на недавнее выступление лидера ППА Гагика Царукяна, которое, РПА намеревалась обсудить на заседании исполнительного органа. “Именно так, как мы всегда реагируем на публичные выступления всех известных деятелей политического поля, касающиеся нас, — заметил Президент, признав, что “именно так”, то есть по сути сказанного, выступление Гагика Царукяна обсудить не удалось. “На первый взгляд это может показаться странным, но объяснение простое. К чему обсуждать? Что обсуждать? То, что говорилось, или обсуждать, понимал ли он, что читает? И так — годами”, — посетовал Серж Саргсян отметив, что в случае с Гагиком Царукяном “не знаешь, сначала объяснить ему, какую роль он взял на себя и что сказал публично, потом отвечать, или сразу сказать: твоего ли это ума дела, брат?!”.
“Политическое поле — не федерация армрестлинга, здесь другие нужны качества”, — подчеркнул Серж Саргсян, указав на невозможность далее терпеть на политическом поле ситуацию, когда отсутствие у противоположной стороны элементарной логики и чувства реальности приводит к тому, что “любое явление, укладывающееся в логику, сразу же искажается и превращается в фарс”.
Глава государства подчеркнул необходимость “очистить политику от безграмотности и вернуть процессы в интеллектуальное русло”. Это обусловлено стоящими перед страной задачами развития, в частности, переходом к этапу разработки проекта новой Конституции, концепция которой уже давно готова.
“Новая Конституция должна быть призвана по возможности удержать нашу страну от потрясений, укрепить и сбалансировать государственную систему, поднять уровень защищенности прав гражданина Республики Армения, повысить возможности влияния общества на принимаемые решения, повысить эффективность взаимодействия власти и оппозиции так далее. Наконец, конституционные изменения призваны уточнить круг полномочий органов государственной власти, высокопоставленных чиновников, и в связи с этим — пределы их ответственности”, — заявил Серж Саргсян. При этом он категорически отверг измышления о том, что конституционная реформа преследует цель воспроизводства власти, назвав их абсурдом и нелепостью. В этой связи он сказал: “Если, говоря о воспроизводстве власти, понимают то, что сила или силы, получившие большинство народных голосов, сформируют власть и назначат высших должностных лиц, то непонятно, что в этом плохого? К чему придавать такой отрицательный оттенок этому емкому слову? А если есть еще кто-то, кто хочет, чтобы все оставалось как прежде, считая, что граждане Республики Армения пойдут на выборы и, учитывая будущее и безопасность свою и своих детей, место Армении в современном мире и задачи, стоящие перед нами, усиливающее внешнее давление на и без того не простые социально-экономические проблемы, обязательно выберут того, кто годами будучи у власти, вдруг провозгласил себя альтернативой, кто на пустом месте считает себя спасителем, — то такой человек не просто ничего не смыслит в государстве, обществе, социологии и политике, но и всерьез путает жизнь с цирком.
Нам дана Родина не для того, чтобы превращать ее в цирк. Конституционные реформы касаются прямо противоположного. Именно они, в отличие от сегодняшней реальности, должны утвердить правовые основы для смены власти без потрясений. Именно они могут создать возможности для того, чтобы все политические силы постоянно могли быть прямыми участниками процессов формирования власти.
В той же партии “Процветающая Армения” есть патриоты, грамотные и деятельные люди, с которыми нам по пути, которые действительно могут решать вопросы, развивать отрасли, стоять плечом к плечу для решения задач, стоящих перед страной. Именно такая консолидация нужна нашей стране, чтобы решать проблемы, а не создавать их”.
Однако, по мнению Сержа Саргсяна, серьезный политический процесс невозможен в ситуации, когда придается важность политической силе, “которой руководит человек, далекий от политики и элементарной логики”.
Именно поэтому, глава государства счел необходимым безотлагательно заняться чисткой политического поля. “Мы должны полностью очистить политическое поле от феодальной логики. Полумерами, либо бесконечно прощая инфантилизм и неспособность к пониманию, мы в итоге нанесем гораздо больший ущерб нашей стране, нашей экономике и нашему народу. Время указать наглецу свое место, неучу — свое, заблудшему — свое. И время внести ясность. Накопившиеся политические вопросы нужно решать прямо, и этот процесс мы начнем сегодня же. Гагик Царукян как политический деятель стал злом для страны. И неудивительно. Человек, владеющий необходимыми механизмами для участия в политических процессах, но с ограниченными умственными способностями, неизбежно становится просто тормозом для какого-либо развития. И видно это уже давно. Стоит только появиться просвещенному человеку или светлой идее, начинает буйствовать тьма, вопли, приклеивание имен и ярлыков. Насилие над любой мыслью выше уровня “Я сегодня здесь и я рад, что я сегодня здесь”. Знакомые образы, не правда ли? Конечно, знакомые. И не говорите, что такое используется только против политических деятелей. Все очень хорошо все понимают. Да, трагедия, а где-то и курьез, что Гагик Царукян имеет большие политические амбиции. Несомненно, образованные люди в его окружении тоже в глубине души понимают, что если такого типа люди являются частью политической элиты- это реальная опасность. Представляете ситуацию, когда Царукян читает в Парламентской ассамблее Совета Европы текст, за которым следуют вопросы депутатов, в том числе турецких и азербайджанских? Да, представить это очень трудно и боязно. Саркастические рассказы наших коллег о позорном впечатлении, оставленном им после нескольких зарубежных поездок, мы до сих пор еще не переварили. И вновь должен повторить: нам дана родина не для того, чтобы превращать ее в цирк”,- заявил Серж Саргсян.
Президент признал и свою долю вины в возникновении подобной ситуации, поскольку запрещал “публично выступать против всех нелепостей Царукяна Гагика, лично прикрывая этот хаос”. “И я запрещал кому-либо использовать народный эпитет “Доди Гаго”, и это я призывал всех вас дать время после звучавшей то здесь, то там опасной фразы, объясняя, чтобы он исправил свою ошибку. Какого-либо личного интереса у меня не было, я пытался закрыть собой очевидную проблему, чтобы не делать ее проблемой очень многих. Я делал это в первую очередь как президент страны, как глава правящей политической силы. Шаги формального лидера второй политической силы не могли не быть важными для меня, особенно для сохранения в нашей стране политической стабильности и удержания нашего общества от перспективы втягивания в самые разные авантюры. Я всегда пытался быть терпеливым, проявлять понимание, вдумчиво объяснять, спокойно указывать путь. Иногда понимал, иногда невозможно было представить реальность в столь упрощенном виде, и что-то не получалось. Ошибался. Пытался защитить многих, но не заметил, что этим наношу вред всему политическому полю, потому что наличие подобного политического явления само по себе искажает все поле”, — пояснил Серж Саргсян.
При этом он сообщил своим однопартийцам о тех мерах, которые намерен предпринять, чтобы исправить свою ошибку. В числе этих мер лишение Гагика Царукяна статуса члена Совета национальной безопасности. Также Президент призвал депутатов НС пресечь нелепую ситуацию с постоянным отсутствием их коллеги Гагика Царукяна на заседаниях, призвал премьер-министра поручить соответствующим органам проверить слухи о неуплате налогов и создании профессионального механизма сокрытия многочисленных уголовных преступлений.
Завершая выступление Серж Саргсян заметил: “мои слова — исключительно о политическом или псевдо-политическом явлении — Гагике Царукяне. Не вижу никаких вопросов с Царукяном как гражданином Республики Армения и бизнесменом, если, конечно, все слухи о проблемах с законом будут основательно опровергнуты”.