С 3 по 15 февраля в Национальной картинной галерее Армении, при содействии Министерства культуры РА открыта выставка “Свет изнутри” художницы, скульптора, кинодокументалиста и поэтессы Татьяны Данильянц. Выставка включает в себя две авторские экспозиции художницы — фотовыставку “Венеция. На плаву” и “Anima russa/Русская душа”, представляющие художественную фотографию и скульптуры из муранского (венецианского) стекла. До экспонирования в нашей стране эти проекты неоднократно демонстрировались в России и Европе. Данильянц уже давно живет и работает на два города — Москву и Венецию, а в последние годы стала частым и желанным гостем еще и на своей исторической родине.
Как сообщили “РА” из отдела по связям с общественностью Министерства культуры Армении, проект “Венеция. На плаву”, посредством художественной фотографии, рассказывает о главном средстве передвижения Венеции — гондолах, равно как и наличии света и цвета, отражающихся в особенном, водном пространстве города. Как отмечает известный российский критик Виталий Пацюков, “…Создавая новый визуально-информационный имидж, фотографии Татьяны Данильянц актуализируют традицию “русской беспредметности”, но уже в другом, не традиционном живописном измерении — в поэтических пространствах художницы она окрашивается рефлексией и восстанавливает “утраченное время”. Ее образ интеллектуализируется и порой лишается своей чувственной телесности, обреченной на мутацию и полное преображение. Ее формы наглядно подчеркивают качественно новые связи искусства с философией языка, где зрение встречается с чистым сознанием, не обязательно требующим достоверности тактильного жеста. Абстрактность здесь отождествляется не только с безграничностью материи, но и с безграничностью и вариативностью концептуальных визуальных размышлений о качестве окружающей нас жизни, о ее расслоенной барочности, нуждающейся в особом диалоге, на который оказался неспособным монологичный авангард”.
Отсыл Татьяны Данильянц к переосмыслению такого “предмета” городской среды Венеции, как гондола, придает новое дыхание иконографии и окружению этого восхитительного города.
А вот в экспозиции “Русская душа”- традиционный русский леденец, “путешествуя” по ряду старинных городов ближнего Подмосковья (Можайск, Звенигород и др.), становится “предметом” разговора между автором и ее случайными попутчиками, приобретает черты “бессмертия”: воплощается в скульптуры из муранского стекла, объединяя Италию и Россию.
Вот что сказал по поводу этой выставки известный итальянский куратор Адриано Беренго: “Часть работ Данильянц почти документальна и отличается нетрадиционным подходом к отражению жизни своих соотечественников, их привычек и образа жизни, в то время как ее работы из муранского стекла протягивают мост к итальянской культуре и жителям Венеции. Именно поэтому я бы расширил название выставки и в скобках бы добавил anima mundi (душа мира), дабы подчеркнуть связь с мировой душой, объединяющей людей. Автор говорит именно об этом — не так ли?”
Физический и метафизический свет, исходящий от произведений нашей соотечественницы, своеобразное олицетворение проявлений нашей жизни: “свет душ”, исходящий от людей, участвующих в этом проекте, или “физический” свет, “плавающий” в глубине леденцов-скульптур из муранского стекла, или свет, отраженный от воды венецианских каналов, заставляют нас вникать в самую суть этого явления и переосмыслить его.