Тени Севра и Лозанны нервируют Эрдогана
Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что в ближайшее время в Россию отправится турецкая делегация, чтобы обсудить с российскими коллегами ситуацию в Ливии и Сирии. “Мы (с президентом России Владимиром Путиным) отдали поручение. В рамках него заместитель министра иностранных дел, заместитель министра национальной обороны, а также представители разведки и нацбезопасности в скором времени отправятся с визитом в Москву. Мы договорились, что будут обсуждаться Ливия и Сирия”, — цитирует Эрдогана ТАСС со ссылкой на телеканал NTV.
Что именно намерен обсуждать Эрдоган? Продолжающуюся эскалацию военного противостояния в Ливии, где идет борьба между параллельно существующими двумя органами исполнительной власти — международно признанным Правительством национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа и временным кабинетом Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, действующим на востоке страны совместно с парламентом и поддерживаемым Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара, который закрепился на подступах к Триполи и ведет позиционные бои с ПНС? Или планы Анкары по вводу в Ливию своих войск в помощь ПНС? По сообщениям СМИ, Турция уже ввела в Ливию спецназ и боевую технику.
Стремление Эрдогана поддержать Сараджа вполне объяснимо. Ведь именно с ПНС президент Турции подписал в конце ноября меморандумы о сотрудничестве в военной сфере и о взаимопонимании по морским зонам. Официально текст меморандума о морских границах не публиковался, однако турецкие СМИ представляют подробности договоренностей и даже публикуют карты. Линия разграничения огибает Кипр и фактически “упирается” в Крит, по сути лишая часть греческих островов собственной экономической зоны. Отметим, что еще в начале февраля 2018г. Турция заявила, что включается в газовую гонку и не признает договор между Кипром и Египтом о разделе морского шельфа. Греция считает, что Турция пытается присвоить значительную часть греческой исключительной экономической зоны. Греция, Кипр и Египет назвали сделку Турции с ПНС нарушением международного права. Их поддержал Евросоюз, заявивший, что “меморандум о взаимопонимании между Турцией и Ливией о делимитации морских юрисдикций в Средиземном море нарушает суверенные права третьих государств, не соответствует морскому праву и не может иметь никаких правовых последствий для третьих государств”. Анкара заявила, что действовала на опережение из опасений, что Греция, Кипр и Египет решат все спорные вопросы в Восточном Средиземноморье без Турции. Кстати, некоторые перспективные участки шельфа являются предметом территориальных споров не только между Турцией и Кипром, Турцией и Грецией, но и Израилем и Ливаном. Сделка Эрдогана с ПНС вынуждает Израиль, Египет, Кипр, Грецию и государства ЕС вступать в переговоры с Турцией по любому проекту доставки газа Восточного Средиземноморья на европейские рынки. Речь, в первую очередь, идет о газопроводе EastMed, строительство которого планируют Израиль, Греция и Кипр, а одним из лоббистов являются США.
Редактор газеты Jerusalem Post по Ближнему Востоку Сет Францман утверждает, что сделка является явным захватом власти президентом Турции Реджепом Эрдоганом и попыткой возродить Османскую империю. Он утверждает, что “Турция пытается утвердиться через всю территорию Ирака, Сирии, а теперь и до Ливии, нацеливаясь на то, чтобы иметь власть, невиданную со времен Османской империи более 100 лет назад”. По мнению Францмана “недавно заключенная сделка Турции по морским границам с Ливией является частью более широкой стратегии проецирования силы, с помощью которой Анкара надеется оказывать давление на своих соседей и доминировать в Восточном Средиземноморье”. Эрдоган, комментируя эту сделку, заявил: “После этого Севрский договор полностью утратил смысл. Морская граница Турции и Ливии беспокоит и Грецию. В этих водах есть права Ливии и Турции, и их надо защищать”.
Раньше, стремясь отстоять углеводородные амбиции Анкары в средиземноморье, Эрдоган требовал пересмотра положений Лозаннского договора 1923г., определявших морские границы между Турцией и Грецией и принадлежность Греции некоторых островов в Эгейском море. О Севрском договоре 1920г. по разделу Османской империи президент Турции вспоминал, как правило, в контексте перекройки границ в регионе Ближнего Востока. Ведь по Севрскому договору признавалось право курдов на создание своего государства. Видимо, Анкара считает, что имеют место попытки Запада реализовать этот проект в Сирии.
Не исключено, что тенью Севра обусловлена и нервозность Анкары в связи с признанием Палатой представителей и Сенатом США Геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении в начале ХХ века. Ведь по Севрскому договору Турция признавала Армению как “свободное и независимое государство”, Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах вилайетов Ван, Битлис, Эрзрум и Трапезунд и принять его условия относительно доступа Армении к Черному морю (через Батум). Через территорию Грузии планировалось построить железную дорогу до Батума, кроме того, Армении предоставлялась гарантия транзитных привилегий и аренда части батумского порта. Эрдоган не раз повторял: “Если мы остановимся в этот решающий момент, когда пытаются перестроить мир и наш регион, то нам придется столкнуться с Севрским договором”.
Статья опубликована 20 декабря, 2019 14:09
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…