В рамках недавнего заседания Евразийского межправительственного совета в Москве премьер-министры стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали распоряжения об обеспечении финансирования пилотного проекта по введению маркировки на товары и о разработке концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению.
В частности, обсуждался вопрос о ходе реализации решения о создании в рамках ЕАЭС системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности. Этот пилотный проект осуществляется в целях контроля оборота товаров и обеспечения легальности импорта и производства товаров. Что касается Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, то он призван расширить возможности взаимодействия между предприятиями отрасли в странах ЕАЭС и способствовать модернизации промышленных производств за счет применения инновационного станкостроительного оборудования, выпускаемого на территории союза.
Надо сказать, что создание единого интеграционного поля в рамках ЕАЭС — тема не новая. Почти два года назад, в конце мая 2013 года, решением Высшего Евразийского экономического совета были определены основные направления промышленного сотрудничества в приоритетных секторах экономики. Речь в основном шла об организации совместных предприятий и кооперационных объединений, включая транснациональные объединения, о снижении стоимости сырья и материалов, а также о вовлечении малого и среднего бизнеса государств-членов ЕАЭС в производственные технологические цепочки крупных производств.
При этом, с учетом проводимой в государствах-членах ЕАЭС политики импортозамещения и повышения конкурентоспособности промышленной продукции была активизирована работа по созданию условий для углубления промышленной кооперации между промпредприятиями прежде всего в таких отраслях, как автомобилестроение, авиастроение, станкостроение, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, легкая промышленность и т.д.
В целом для реализации промышленной политики определены 19 приоритетных секторов, где интересы стран-участников ЕАЭС совпадают и по которым они договорились развивать промышленное сотрудничество. Что касается Армении, то уже в конце прошлого года была начата работа по анализу ее потенциала для того, чтобы понять, где и по каким направлениям она может принять участие в рамках кооперационных, интеграционных проектов.
Если говорить предметно, то Беларусь, к примеру, довольно активна в сфере станкостроения, поскольку эта отрасль больше всего развита именно там. В итоге, сейчас Россия и Беларусь очень тесно кооперируются в данном направлении. И те виды продукции, которые не производятся на территории РФ, берут на себя белорусские предприятия. В поле зрения также Казахстан, где станкостроение, правда, не столь развито. Но рассматриваются все возможности для того, чтобы использовать имеющийся потенциал, исходя из того, что станкостроение направлено на развитие всего машиностроения, а это львиная доля всей промышленности стран ЕАЭС. На сегодня же половина оборудования для сферы машиностроения импортируется в эти страны, а в станкостроении этот показатель и вовсе достигает порядка 80%.
В ходе IX международной экономической конференции “Евразийская экономическая интеграция”, организованной в Москве в конце прошлой осени, заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Сергей Евдокимов отметил, что, с учетом проводимой сейчас политики импортозамещения, Россия может использовать этот потенциал для организации и локализации производства станков именно на территории ЕАЭС для обеспечения сферы машиностроения местными станками.
“Что касается Армении, то мы встречались как-то на выставке с армянскими коллегами в сфере станкостроения. В прошлом году, если не ошибаюсь, там было произведено всего три станка, поскольку эта сфера не сильно развита в Армении”, — уточнил г-н Евдокимов. Речь, судя по всему, идет о АООТ “Ереванский завод фрезерных станков” (Ерфрез).
Сегодня здесь, конечно же, нет тех объемов и той номенклатуры, которая была в советские времена, когда Ереванский завод фрезерных станков, являясь одним из наиболее крупных станкостроительных предприятий Армении, ежегодно выпускал 1500-1800 широкоуниверсальных фрезерных станков повышенной точности, используемых во многих отраслях промышленности. Сейчас максимальные производственные мощности предприятия меньше раза в три-четыре, да и самого завода в Ереване по соседству с мостом “Ламбада” больше нет. Года три назад все оставшееся там оборудование было перевезено в производственные цеха бывшего механического завода “Аргел”, находящегося в одноименном селе Котайкской области, ранее именовавшемся Лусакерт. “Но главное — начать. И начать с того, что есть, а далее по цепной реакции пойдет развитие вспомогательных производств. Однако для этого государство должно рука об руку работать с производственниками, а глава правительства вместе с руководителями соответствующих госструктур должны денно и нощно работать сейчас со своими российскими коллегами, главами губерний и искать заказы от Челябинска до Новороссийска. На этом поле отдельный бизнесмен “не воин”, — полагает один из акционеров АООТ “Ереванский завод фрезерных станков”, директор завода Эдуард Григорян.
В том, что отечественную промышленность надо развивать, не сомневается сегодня никто. Это конкретная и неоспоримая задача. Но для этого, по мнению г-на Григоряна, следует объединиться всем тем, кто сегодня занят в этой сфере и, почему нет, лоббировать свои интересы в правительстве. Поддержка промышленности должна стать государственной политикой на деле, а не на словах. Ведь именно сейчас роль государства в продвижении отечественной продукции за рубежом возросла как никогда.
Далее директор Ерфрез вполне четко объясняет, в чем именно заключается роль государства для становления промышленного сектора и почему сейчас это крайне актуально. Итак, представим, к примеру, огромные металлургические заводы Челябинска, одному из которых понадобилось несколько десятков фрезерных станков. Уточним: каждый год подобным предприятиям требуются порядка 10 тыс. подобных станков. Но завод не уполномочен самостоятельно принимать решение, с каким из поставщиков работать: предварительно нужно послать запрос в управляющую компанию своего металлургического холдинга.
Станут ли они из-за нескольких десятков станков объявлять новый тендер, собирать документы и пр.? Скорее нет, чем да, поскольку легче увеличить заказ с той компанией, скажем, из Болгарии, которая поставляет им станки и далее распределить их по всем своим “дочкам”.
“Вот и получается, что при производственной мощности в 300-400 станков ежегодно я даже с 30-ю не могу сегодня попасть на российский рынок. У меня уже и лицензии есть, и сертификаты всяческие, но у меня нет главного — связей, с помощью которых я мог бы участвовать в российских тендерах. Сейчас, когда из-за санкций высвободилось огромное пространство на российском рынке, самое время подключиться нашим госструктурам. Имея на руках конкретную номенклатуру отечественной промпродукции, они вполне могли бы добиться межправительственных соглашений о том, что если раньше что-то из этого списка закупали в Европе или на Украине, то теперь можно заказать в той же Армении, причем аналогичного качества”, — резюмировал глава Ерфрез.
Статья опубликована 13 февраля, 2015 14:43
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…