Работы в области альтернативной энергетики в Армении в советское время начались еще в 1957 году. Но изначально они носили научно-исследовательский характер, касаясь в основном использования солнечной энергии. И это вполне естественно, учитывая то, что в области применения солнечной энергии наша страна обладает значительными преимуществами: из-за близкого расположения к тропической зоне на большей части территории страны наличествуют благоприятные природно-климатические условия, позволяющие широко использовать солнечную энергию.
В целом же, альтернативная энергетика с каждым годом набирает обороты во всем мире, став одной из привлекательных сфер экономики, в том числе и для инвестиций. Кроме того, сфера эта является сегодня одним из стержней мирового энергетического развития, поскольку это экологически чистая энергетика, дающая безопасную энергию за счет использования таких природных источников, как вода, солнце, ветер и т.д.
От наметившихся тенденций не отстает сегодня и Армения, где возобновляемая энергетика объявлена одним из приоритетных направлений в проводимой энергетической политике. Учитывая то, что значительную часть энергоносителей Армения импортирует, развитие этой сферы может сыграть ключевую роль в обеспечении нашей энергетической безопасности. В последние годы в сфере отечественной возобновляемой энергетики, действительно, был зафиксирован серьезный прорыв, в основном за счет строительства малых ГЭС.
На сегодня в Армении действуют около двух сотен малых ГЭС, еще несколько находятся в процессе строительства. В общей сложности на долю малых ГЭС приходится сейчас более 6% всего производства электроэнергии по стране. Казалось бы, такой расклад должен был вызвать исключительно позитивные эмоции, если бы не доводы экологов, которые уверяют, что строительство малых ГЭС на реках Армении может привести к опустыниванию страны, поскольку увеличится количество сорняков и искусственно выращенных растений. Для восстановления же природных экосистем потребуются огромные усилия, причем достичь стопроцентного восстановления будет невозможно, утверждают эксперты.
По мнению некоторых специалистов, многие мини-ГЭС не полностью соблюдают существующие нормативы и технические параметры в процессе строительства и эксплуатации. В частности, отбор воды, что является самой болезненной проблемой и вызывает большой резонанс среди местных жителей, бывает, как правило, намного больше, чем заложено в проекте. Для того, чтобы понять, насколько подобная ситуация воздействует на окружающую среду, необходимо проведение специальных исследований.
С другой стороны: ну, построили все эти мини ГЭС, их окончательная цифра, допустим, дошла до 200-250. Но ведь бесконечно их строить нельзя, поскольку есть определенные технические требования, которым должны отвечать эти станции. Если изучить все пригодные для этого места в Армении, то построить ГЭС с такими критериями можно будет еще полсотни и все. При этом суммарная мощность станций будет не очень большая.
Другое дело — сферы солнечной или ветровой энергетики, которые не входят в конфликт с окружающей средой. Однако в случае с ветровыми станциями требуются предварительные подготовительные работы, проведение мониторинга и специальных расчетов для того, чтобы установить их с учетом всех оптимальных параметров. Поэтому, несмотря на наличие в Армении большого потенциала по получению ветровой энергии и заинтересованность международных компаний, большинство программ, связанных с сооружением ветровых электростанций, находятся пока на стадии осуществления.
У нас сейчас имеется действующая ветряная станция на Пушкинском перевале в Лорийской области на высоте 2060 м над уровнем море, которая без каких-либо проблем функционирует вот уже 10 лет при общей мощности в 2,6 МВт. В эксплуатацию она была сдана в 2005 году в сотрудничестве с иранскими специалистами, причем построена на средства гранта правительства Ирана в размере 3,5 млн долларов. Станция оснащена четырьмя ветряными турбинами, средняя ежегодная выработка электроэнергии которых оценивается в 5 млн кВт/ч, а срок эксплуатации — примерно 20 лет.
Но, несмотря на заинтересованность зарубежных компаний в развитии ветроэнергетики в Армении, на сегодня отсутствует серьезный поток финансовых инвестиций в эту отрасль энергетики. Как отмечают эксперты, причин подобной ситуации довольно много. Прежде всего, сооружение ВЭС — это технологически затратный процесс. Так, согласно программе USAID (2007г.), на территории Армении стоимость одной ветроэнергостанции при мощности 1 кВт составляет примерно 1000-1300 долларов. Для доведения же суммарной мощности до 100 МВт к 2020г. требуется порядка 100-130 млн долларов инвестиций.
При этом существует мнение, что для Армении эта область не является стратегическим направлением, поскольку требуемый ресурс, то есть ветряные территории, необходимые для строительства станции, имеются лишь в нескольких районах.
Самая большая трудность заключается в транспортировке соответствующего оборудования. Размеры ветряков настолько большие, что даже когда из Ирана привозили их для действующей ныне станции, то вынуждены были в некоторых местах расширять дороги. Если в Европе при размещении оборудования на ветряных станциях оплачивают только их стоимость, то нам придется платить также за транспортировку, что составляет огромные суммы, не считая технические сложности. Ведь ветряные станции строятся обычно в горных местностях. В итоге, несмотря на четко установленный и даже приемлемый тариф, сфера ветровой энергетики, в принципе, не может выступать в качестве стратегического направления. Поскольку, если на сегодня наши гидроресурсы составляют порядка 30% общего производства, то ветер, по подсчетам специалистов, не сумеет достигнуть даже 1%.
Что касается солнечных технологий, то здесь процесс намного проще. Прежде всего, по мере их развития с каждым годом снижается себестоимость и эффективность этих технологий. Суммарная мощность солнечных электростанций в развитых странах с начала нынешнего века удваивается практически каждые три года. В Армении, к сожалению, несмотря на достаточно бурное развитие возобновляемой энергетики в последние годы, сфера солнечной энергетики оставляет пока желать лучшего. Дело в том, что на сегодня внедрение солнечных технологий, скажем, фотовольтаических систем, не так прибыльно у нас, как организация того же производства в сфере гидроэнергетики. Поэтому без каких-либо дополнительных стимулирующих механизмов инвестиции здесь попросту нерентабельны.
Парадокс заключается в том, что мы в большом объеме используем источники энергии, которых не имеем, к примеру, газ. И, наоборот, будучи страной, богатой солнцем, практически не используем его энергию. Лет 10-12 назад специализированная голландская компания проводила у нас при поддержке Министерства энергетики и природных ресурсов исследования для анализа требуемых параметров, необходимых для эффективной работы солнечных станций. Так вот, результаты превзошли изначально заложенные расчетные показатели на 107%. Поэтому еще в то время голландцы констатировали, что крайне беспечно не использовать такой источник энергии, которого так много в Армении.
Вопрос в том, что на сегодня у нас пока нет установленного тарифа на электроэнергию, получаемую за счет солнечных технологий, который стимулировал бы инвесторов.
Если тариф на электроэнергию, вырабатываемую на малых ГЭС, давно установлен и полностью укладывается в существующий сейчас общий тариф, то стоимость энергии, получаемой за счет солнечных фотовольтаических технологий, будет в разы дороже. Ведь их установка требует серьезных начальных вложений, что и приведет к повышению конечного тарифа для потребителя, а далее по цепной реакции — к повсеместному подорожанию. По самым грубым подсчетам только себестоимость такой энергии составит порядка 45-50 драмов за 1 кВт.
Несмотря на все имеющиеся в отечественной сфере альтернативной энергетики сложности, государство намерено за счет реализации соответствующих программ довести в среднесрочной перспективе объемы выработки электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии от нынешних 310 ГВт/ч энергии до 1500 ГВт/ч в 2020 году. Основной акцент поставлен на то, что развитие этой сферы будет способствовать не только энергетической независимости страны, но также ее экономическому росту и созданию новых рабочих мест.