Зограб Мнацаканян изложил ключевые аспекты позиции Армении по нагорно-карабахскому урегулированию
Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян, выступая 5 декабря на заседании 26-ой конференции Министерского совета ОБСЕ в Братиславе, коснулся состоявшегося накануне очередного раунда консультаций по нагорно-карабахскому урегулированию с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым и сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
Отметив, что это была уже пятая по счёту встреча в этом году, глава МИД изложил позицию Армении по ключевым аспектам мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Зограб Мнацаканян, в частности, указал на семь основных пунктов:
«Во-первых, нет альтернативы мирному урегулированию конфликта в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ, формата, который получил международную поддержку и поддержку.
Во-вторых, неотъемлемое право народа Нагорного Карабаха на самоопределение представляет собой основополагающий принцип и основу для мирного урегулирования. Признание этого принципа, который не может подвергаться ограничению в рамках определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, должно быть четко и недвусмысленно принято. Термин «без ограничений» явственно подразумевает также право народа Нагорного Карабаха сохранять и определять статус за пределами юрисдикции, суверенитета или территориальной целостности Азербайджана. Настойчивая враждебная политика и действия Азербайджана, направленные на подрыв и угрозу существующей физической безопасности народа Нагорного Карабаха, включая последнюю попытку агрессии со стороны Азербайджана против Нагорного Карабаха в апреле 2016 года, подчёркивают незаконность и невозможность провозглашения юрисдикции Азербайджана над народом Нагорного Карабаха.
Азербайджан должен взять на себя прямое обязательство по признанию права народа Нагорного Карабаха на самоопределение путем юридически обязательного свободного волеизъявления народа, проживающего в Нагорном Карабахе, исход которого не должен иметь ограничений.
В-третьих, безопасность народа Нагорного Карабаха не будет поставлена под угрозу. Ни при каких обстоятельствах народ Нагорного Карабаха не должен оставаться без надежных линий обороны. Не будет никаких условий, предполагающих риск для экзистенциальной физической безопасности народа Нагорного Карабаха, как это было в 1991-1994 годах и в 2016 году. Чтобы подчеркнуть эту мысль: я имею в виду ситуацию на территориях Нагорного Карабаха, в настоящее время оккупированных Азербайджаном, где армяне подверглись этническим чисткам и территории были полностью перенаселены азербайджанцами. Эта действительность была недавно представлена руководством Азербайджана как хороший пример урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
В-четвертых, мирное урегулирование должно быть всеобъемлющим, посредством прямого вовлечения всех сторон конфликта. Поэтому Нагорный Карабах через своих избранных представителей должен быть непосредственной стороной в переговорном процессе. В этой связи мы подчеркиваем необходимость всестороннего участия избранных представителей Арцаха в мирном процессе, особенно по основным содержательным вопросам. Правительство Армении никогда не будет участвовать в каких либо действиях, которые могут нарушить право народа Нагорного Карабаха на свободное определение своего политического статуса, или которые могут лишить его права собственности по отношению к этому процессу.
В-пятых, мирное урегулирование не может происходить в условиях напряженности и риска эскалации. Поэтому соглашения о прекращении огня 1994 и 1995 годов, заключенные между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией, должны строго соблюдаться и укрепляться. Должны быть реализованы механизмы снижения рисков, в том числе механизмы ОБСЕ, расследующие нарушения прекращения огня и контролирующие режим прекращения огня, в том числе путем расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ.
В-шестых, необходимо безоговорочно придерживаться основного принципа неприменения силы или угрозы применения силы. Политика ненависти, нетерпимости, ксенофобии, арменофобии, спровоцированная и направляемая руководством Азербайджана, должна быть осуждена. Следует активизировать усилия по подготовке населения к миру и созданию условий, способствующих миру.
В-седьмых, максималистские позиции Азербайджана, который игнорирует волю и чувства народа Нагорного Карабаха, являются основными препятствиями на пути к значимому прогрессу в мирном процессе. Неспособность властей Азербайджана ответить на призыв к компромиссу со стороны Армении является показательным примером. Напомню, что премьер-министр Армении продемонстрировал твердую политическую волю, объявив, что любое урегулирование должно быть приемлемым для народов Армении, Арцаха и Азербайджана, то есть урегулирование может быть основано только на компромиссе».
Завершая своё выступление, Зограб Мнацаканян заверил, что Армения продолжает добросовестно участвовать в переговорном процессе и будет продолжать последовательно работать в направлении мирного урегулирования. При этом он указал на недопустимость того, чтобы в свете нынешних внутриполитических событий в Азербайджане последний выдвигал предварительные условия для мирного процесса, о чем свидетельствует документ с изложением позиции, распространенный накануне Совета министров. «Армения отвергает такой неконструктивный подход», — подчеркнул Зограб Мнацаканян.
В качестве подтверждения решимости Армении действовать в направлении укрепления доверия между всеми сторонами в конфликте, глава МИД привёл недавний обмен журналистами из Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджан, охарактеризовав это как «многообещающий пример укрепления доверия и инклюзивного диалога между сторонами на общественном уровне». Заверив в готовности и далее опираться на этот пример, Зограб Мнацаканян подчеркнул, что кроме того следует поддерживать и расширять относительно низкий уровень насилия вдоль линии соприкосновения и международной границы, а также использование прямой линии связи. «Однако мы по-прежнему серьезно обеспокоены тем, что, несмотря на эти меры, имели место потери и ранения, которых можно было избежать», — заметил глава МИД Армении, подчеркнув, что выполнение обязательств имеет ключевое значение для укрепления доверия к перспективам окончательного урегулирования конфликта.