Эксперты обсудили перспективы развития Союза в ходе XIV Международной конференции “Евразийская экономическая интеграция”, организованной Евразийским банком развития. С раннего утра 29 ноября в московском Конгресс-Парке (где, собственно, и проходила конференция ЕАБР) собрались ведущие специалисты из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, представляющие промышленный, финансовый, энергетический, телекоммуникационный, транспортный и др. сектора экономик стран Союза.
Отличительной особенностью нынешнего мероприятия стало то, что конференция проходила в юбилейный для ЕАЭС год — пять лет с момента его создания. Поэтому акцент на этот раз больше ставился на поиске дальнейшего развития интеграционного процесса и формирования механизмов реализации совместных проектов на евразийской территории ЕАЭС.
Главными же спикерами пленарного заседании по теме “Вызовы и возможности интеграции на евразийском пространстве” стали советник президента РФ, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов и др.
О том, что интерес к этому мероприятию растет из года в год, можно было судить по росту числа участников и выступающих как на пленарном заседании, так и на специализированных секциях.
— Сейчас во всем мире очень много разного рода конференций, панельных дискуссий и пр., на которых выступают множество экспертов, озвучивающих сегодня одну точку зрения, а через год — кардинально другую. Простому обывателю довольно сложно в таких условиях понять, что на самом деле происходит. Поэтому мы постарались сделать так, чтобы обеспечить преемственность наших конференций, — отметил председатель правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов, открывая московскую конференцию.
Он напомнил, что в прошлом году эксперты ЕАБР говорили о том, что в ЕАЭС назрела необходимость проводить расчеты в национальных валютах. Однако многие не соглашались с таким подходом, аргументируя, что ничего делать не нужно, поскольку бизнес сам определится, с кем и как рассчитываться.
— Но как раз 2019 год прошел под лозунгом расчетов в нацвалютах, о чем заявляли и политические лидеры многих стран. В свою очередь, в формате нашего банка мы сделали расчетно-клиринговое обслуживание. Расчеты активно пошли, услуга нашла живой интерес у бизнеса, потому что эта потребность уже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — констатировал глава правления ЕАБР.
Фундамент заложен
На пленарном заседании и на четырех специализированных секциях в формате дискуссии поднимались преимущественно вопросы, касающиеся проектов возобновляемых источников энергии на евразийском пространстве, продвижения экспорта государств-членов Союза на внешние рынки, возможности промышленной кооперации, инфраструктурного развития и др. При этом достаточно объективно анализировались первые результаты евразийской интеграции, которые важны были и нынешним странам — членам ЕАЭС, и потенциальным кандидатам.
На сегодня, как отметили участники панельных дискуссий, евразийский интеграционный проект сумел расширить экономические границы всех его стран до одной седьмой мировой суши, создав почти 200-миллионный рынок без таможенных границ с едиными нормами технического, санитарного и фитосанитарного регулирования.
— Основные усилия Евразийской экономической комиссии за последние годы были направлены на формирование наднационального законодательства для работы общего рынка, а также развитие международных отношений, в частности, установление торговых режимов с третьими странами. Фундамент мы заложили, общее правовое поле работает. И я убежден, что следующим этапом должно стать активное внедрение проектного принципа работы, — заявил председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.
В этом смысле одним из главных вопросов, предложенных для обсуждения участникам конференции по евразийской интеграции, стала необходимость реализации на территории ЕАЭС совместных масштабных проектов. Основная идея в том, чтобы объединить промышленные потенциалы стран Евразийского союза для производства, а далее и экспорта совместного продукта, его позиционирования на международных рынках.
Речь, по сути, о создании единых евразийских брэндов, что также можно назвать своего рода промышленной кооперацией. Однако выйти на мировой рынок, как поясняет председатель Коллегии ЕЭК, нужно с такими брэндами, которые были бы узнаваемыми, современными и содержали бы в себе новые технологии.
— Мы вступаем в новый этап нашей интеграции. Наличие евразийских брендов, совместных компаний и проектов мирового масштаба является необходимым условием для дальнейшего развития ЕАЭС. Это будет именно той привлекательностью, которая сегодня нам очень нужна, — отметил г-н Саркисян, уточнив, что за последние четыре года ЕЭК создала “ростки” и перевела на проектное управление цифровую повестку Союза.
Каждой стране по проекту
Эксперты уверяют, что объединенные евразийские брэнды могут стать мощным интеграционным фактором, способствующим реализации экспортного потенциала ЕАЭС в третьи страны. Но что конкретно это даст самому бизнесу? Если вкратце, то открывает для него новые масштабы. Ведь подобный расклад создает для бизнеса возможности участвовать в реализации долгосрочных стратегических проектов и выходить за пределы национальных границ, работая с другими участниками рынка для реализации региональных и глобальных проектов.
В кулуарах форума мы попросили главу Коллегии ЕЭК выделить основные, на его взгляд, риски, которые могли бы препятствовать реализации совместных масштабных проектов в ЕАЭС. По мнению г-на Саркисяна, рисков как таковых нет. Весь вопрос в том, что должны быть инициаторы этих масштабных проектов, а каждая страна должна взять на себя ответственность не только инициировать, но и курировать реализацию подобных евразийских проектов.
— Я считаю, что надо сделать некое разделение между странами ЕАЭС с тем, чтобы они смогли по своему усмотрению и интересам выбрать мегапроекты и предложили для обсуждения на высоком уровне. Но мы столкнулись с тем, что крайне сложно найти интеграционный проект, который в равной степени будет отвечать высоким национальным интересам всех стран. Поэтому мы предлагаем для каждой страны Союза определить приоритетный проект, и чтобы страна взяла его под свою координацию и контроль, — уточнил он.
В этом смысле, продолжил наш собеседник, Армения может координировать реализацию ювелирного евразийского брэнда, Беларусь — курировать проект евразийской транспортной компании, Россия может встать во главе проекта евразийского цифрового офиса, а Казахстан — продвигать проект евразийского экспортного, или транзитного потенциала ЕАЭС. При этом он пояснил, что подобный подход эффективно прорабатывался во внешнем треке, когда велись переговоры с третьими странами по формированию зон свободной торговли. Так, за иранское направление отвечала Армения, за Сингапур — Российская Федерация, за Израиль — Казахстан и т.д.
— Если каждая страна возьмет на себя реализацию одного такого проекта, то через четыре-пять лет мы сможем достичь серьезных успехов в этом направлении, — заключил глава Коллегии ЕЭК.