Как известно, с 17 по 21 ноября состоялся обмен группами армянских и азербайджанских журналистов. Представители СМИ Армении и Арцаха посетили Азербайджан, а представители азербайджанских СМИ — Армению и Арцах. Последняя подобная программа по обмену журналистами состоялась 18 лет назад, в 2001 году. И общественное внимание к этой инициативе и определенная опаска были более чем естественными. Учитывая общественный интерес и отклики на эту тему, имевшие место в течение всей недели, подведем итоги и результаты этой инициативы.
Чем же она была важна?
Во-первых, это не было инициативой какой-либо страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Решение об обмене журналистами было принято еще в конце марта в результате договоренности, достигнутой в ходе встречи глав Армении и Азербайджана, как инициативы по формированию мирной среды для переговорного процесса. Свою роль в организации и осуществлении обмена сыграл также и Офис личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Возобновление подобных программ между сторонами после почти двадцатилетнего бездействия (хотя пока не известно будет ли продолжение) достаточно важно с точки зрения изменения общего фона и преодоления усугубляющейся годами атмосферы недоверия.
Второй важный фактор — вовлеченность арцахской стороны в эту инициативу. В группу армянских журналистов, посетивших Азербайджан, был и представитель Арцахского государственного телевидения. Более того, визит азербайджанских журналистов в Арцах, встречи и обеспечение их безопасности организовали власти Арцаха без участия Армении. То обстоятельство, что согласованная на уровне глав государств программа обмена журналистами фактически была трехсторонней, можно назвать значительным достижением, которое подчеркивает субъект Арцаха. Важно, чтобы различные международные миротворческие организации также учли этот успешный опыт, и в рамках своей деятельности также руководствовались бы принципом участия трех сторон.
Что же дала программа?
Учитывая сложность процесса урегулирования карабахского конфликта и недоверие между обществами, программу обмена журналистами уже и саму по себе можно считать достигнутым результатом. После 18-летнего перерыва успешная организация и реализация подобной программы были довольно сложны как в плане безопасности, так и в плане политических вопросов. Пожалуй, этим была обусловлена секретность программы (до 23 ноября), поскольку любое заявление по этому поводу могло создать проблемы для безопасности журналистов и, в целом, для реализации программы.
Примечательно также и то, что эта программа не имеет и не может иметь никакого отношения к процессу урегулирования карабахского конфликта. Ее необходимо рассматривать как пробный шаг в рамках реализации мер по укреплению доверия с целью создания благоприятных условий для продвижения мирного процесса.
В качестве эксперта я имел возможность участвовать во встрече с азербайджанскими журналистами в Ереване. Во-первых, отмечу, что они представляли ведущие азербайджанские провластные электронные СМИ — Trend, 1News.az, Вестник Кавказа. В ходе обсуждения, как и следовало ожидать, они в основном представляли тезисы Азербайджанской официальной пропаганды. Несмотря на предсказуемость ответов азербайджанских журналистов, подобная встреча была важна с профессиональной точки зрения и была возможностью передать им важные мессиджи. С другой стороны, посетившие Азербайджан армянские журналисты имели возможность почувствовать общественные настроения в этой стране, на месте ознакомиться с азербайджанскими пропагандистскими мотивами. По возвращении в Армению, они представили довольно интересные подробности.
Азербайджанская манипуляция
Учитывая большое общественное внимание к инициативе, как и можно было предвидеть, вовлеченность арцахской стороны в программу обмена журналистами азербайджанская пропагандистская машина была вынуждена своему обществу преподнести искаженную информацию. С этой целью в ход была задействована так называемая “азербайджанская община Нагорного Карабаха”. Председатель которой — Турал Гянджалиев заявил, что в рамках взаимных журналистских визитов состоялся “диалог между армянской и азербайджанской общинами Карабаха”. Естественно это заявление является классической манипуляцией и фальсификацией. Как известно, так называемая “Армянская община Нагорно-Карабахского района Азербайджана” имеет статус общественной организации, и представитель этой структуры вместе с представителями других общественных организаций принял участие во встрече с армянскими журналистами в Баку, в рамках которой были обсуждены различные вопросы. Таким же образом на встрече с азербайджанскими журналистами в Ереване присутствовал координатор сети гражданского общества “Беженцы и международное право”, представляющей интересы армян Азербайджана, а в Степанакерте во встрече с ними принял участие представитель организации, представляющей интересы армянских беженцев Геташена и Шаумяна.
По сути, эта манипуляция азербайджанской пропагандистской машиной была попыткой бросить тень на трехсторонний характер программы, что было довольно предсказуемо, и это нужно проигнорировать, считая приоритетным сам процесс.
Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что после 18-летнего перерыва реализация подобной программы с вовлечением Арцаха была важным шагом. Желательно, чтобы она стала продолжительной. Однако необходима и реалистичность. В условиях сегодняшних общественных настроений и восприятий конфликта от подобных инициатив вряд ли можно ожидать чего-то существенного, но они необходимы с точки зрения взаимопонимания и общения между обществами.
Нарек Минасян