Интересы и права изгнанных из Азербайджана армян должны быть защищены и соблюдены, и они вправе рассчитывать на полноценную компенсацию понесенного морального и материального ущерба
Обоюдный визит армянских и азербайджанских журналистов в Армению и в Азербайджан состоялся 17-21 ноября. С армянской стороны в Азербайджане побывали журналист телеканала “Шант” Артем Ерканян, главред информагентства “Медиамакс” Давид Алавердян и журналист Общественного телевидения Арцаха Эдгар Элбакян. С азербайджанской стороны Армению и Арцах посетили главный редактор информагентства “Тренд” Эльчин Валиев, корреспондент сайта 1news.az Эльшан Рустамов и корреспондент “Вестника Кавказа в Азербайджане” Орхан Елчуев. В Ереване азербайджанские журналисты встретились также с представителями общественных организаций, в т.ч. с координатором Сети гражданского общества “Беженцы и международное право” Элеонорой Асатрян, которую корреспондент “РА” попросила рассказать об этой встрече.
— Г-жа Асатрян, каковы ваши впечатления от встречи с азербайджанскими журналистами? Какие вопросы поднимались как с вашей, так и с их стороны? Удалось ли достичь какого-то взаимопонимания?
— Я была приглашена на закрытую встречу с прибывшими в рамках обмена в Армению представителями СМИ Азербайджана и сочла своим долгом и прямой обязанностью не только присутствовать на ней, но и от имени десятков тысяч семей беженцев-армян из Азербайджана затронуть проблему более полумиллиона наших соотечественников и, по сути, также уже и их наследников, насильно изгнанных из Баку, Кировабада, Сумгаита и других населенных пунктов и ряда сельских регионов с армянским населением.
Деятельность Сети гражданского общества “Беженцы и международное право”так или иначе охватывает порядка 100 тысяч беженцев-армян из Азербайджана, то есть как минимум 20% изгнанных из этой страны граждан армянской национальности, разбросанных злым роком по всему миру, а потому я была вправе говорить не только от имени беженцев, в настоящее время проживающих на территории Республики Армения, но и от имени тех, кто, спасшись от жестоких этнических чисток, сегодня живет в Москве, в Краснодаре, на Ставрополье, в Киеве и Нью-Йорке, Иоханнесбурге и Сиднее.
Не буду вдаваться в подробности, однако должна отметить, что встреча в целом прошла в конструктивной, спокойной обстановке. Как я поняла, миссия азербайджанских журналистов сводилась к тому, чтобы донести до руководства своей страны те проблемы, которые волнуют армянское общество. Для очень большого количества людей такой жизненно важной проблемой является вопрос защиты прав и интересов беженцев из Азербайджана, о чем я их и проинформировала. При этом было сказано также, что, к сожалению, за почти 15 лет деятельности Сети “Беженцы и международное право” нам так и не удалось склонить прежнее руководство страны к тому, чтобы была сформулирована хоть мало-мальски внятная официальная позиция по этому вопросу. Я пообещала присутствующим, что мы будем последовательно и упорно продолжать отстаивать права и интересы беженцев-армян, и предложила азербайджанским участникам встречи донести до президента Алиева нашу позицию, заключающуюся в том, что интересы и права наших изгнанных соотечественников должны быть защищены и соблюдены, и они вправе рассчитывать на полноценную компенсацию понесенного морального и материального ущерба.
— Как они отнеслись к позиции Сети о необходимости внесения вопроса не только азербайджанских, но и армянских беженцев и внутриперемещенных лиц в повестку переговоров?
— Я в самом начале нашего разговора на эту тему сказала, что мы считаем, что должно быть обеспечено равное отношение ко всем беженцам и нельзя допускать асимметричного подхода в этом вопросе — беженцы как армяне, так и азербайджанцы, должны рассчитывать на справедливое к себе отношение. И я думаю, что с такой позицией нельзя не согласиться. Во всяком случае, в ходе нашей встречи и последовавшего за ней непродолжительного неформального общения никто не высказал неудовольствия или несогласия в связи с озвученной мною позицией. Правда, как я понимаю, представители азербайджанских СМИ и не ставили перед собой задачи вступать в дискуссию — они должны были выслушать, а затем передать полученную информацию по назначению. Пока что у меня нет оснований думать, что с этой своей задачей они не справились.
— На ваш взгляд, удастся ли контакты представителей СМИ и общественности Армении, Арцаха и Азербайджана поддерживать на постоянной основе? Есть ли в этом необходимость?
— Видите ли, раньше такого рода контакты уже имели место, однако важно отметить, что тогда, возможно за редким исключением, они организовывались международными неправительственными организациями и как бы являлись результатом “сторонних” инициатив. В данном же случае можно считать ценным то, что этот контакт был реализован по инициативе политического руководства сторон конфликта.