26 октября в Москве в штаб-квартире МФГС состоялось совместное заседание Совета по гуманитарному сотрудничеству (СГС) и правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ (МФГС), на котором руководитель аппарата Президента Республики Армения Виген Саркисян был избран председателем СГС. Г-н Саркисян стоял у истоков создания СГС и МФГС и внес весьма ощутимую лепту в дело развития и расширения их деятельности, авторитета и признания на пространстве Содружества Независимых Государств.
— Для вас, как руководителя аппарата Президента Республики Армения, эта новая должность и большая ответственность, и, если быть откровенными, дополнительная, серьезная нагрузка в вашем и без того напряженном рабочем графике. Как вы восприняли это назначение?
— Совет и Фонд в свое время создавались при моем непосредственном участии. Это была идея Джахан Реджеповны Поллыевой — на то время помощника Президента Российской Федерации. Я же тогда был помощником Президента Республики Армении. Идея создать СГС и МФГС была воспринята в Армении очень позитивно. Почему? Содружество Независимых Государств строилось вокруг всех направлений: экономического и военного сотрудничества, экологии, разных межведомственных форматов в области финансов, таможенного сотрудничества и пр.
Но вот почему-то вопросами гуманитарного сотрудничества тогда никто не занимался, а ведь оно — главное, что скрепляет наши народы. Образование, полученное в одних и тех же вузах, язык, литература, история, межнациональное общение и др. — масштабная сфера существования жизни человеческого сообщества, на долгое время выпали из поля зрения. И вот, наконец, эта тема, самая упущенная в первые годы Содружества, снова поднималась. И мы, конечно, горячо поддержали появление структур, которые должны были конкретно ею заниматься. Вскоре я был назначен спецпредставителем Президента Республики Армения по вопросам гуманитарного сотрудничества в СНГ и стал членом СГС с момента его возникновения. Когда мне предложили возглавить Совет по Гуманитарному Сотрудничеству, я это воспринял, как обязывающее и вместе с тем очень важное предложение. Буду стараться делать все, чтобы Совет и МФГС могли эффективно решать свои непосредственные задачи. Наша цель — дать людям искусства, культуры, науки, студентам, молодежи возможность как можно больше общаться друг с другом.
— Каковы на сегодня первоочередные планы и приоритетные направления, по которым будет развиваться дальнейшая деятельность СГС и, соответственно, МФГС?
— МФГС имеет правление, исполнительную дирекцию, которую возглавляет очень талантливый человек, который долго руководил одним из важнейших культурных учреждений России — Большим театром. Я уверен, что Анатолию Иксанову удастся наладить работу Фонда в том направлении, в котором эта организация создавалась изначально. Конечно, для развития МФГС приложили много усилий и бывшие руководители, и правление, и дирекция, и бывший Посол в РФ и впоследствии исполнительный директор МФГС Армен Смбатян. Но все подобные Фонды нуждаются в постоянном движении вперед, постоянной подпитке — и новыми идеями, и финансовыми ресурсами, и, конечно, людьми, которые могут осуществлять запланированные проекты. Сейчас главный приоритет — создать более комфортную среду для дальнейшей деятельности Фонда. Это включает в себя как вопросы регулирования финансовых аспектов деятельности МФГС, так и необходимость большего вовлечения творческих людей непосредственно в создание и управление его проектами. Такой Фонд может быть успешным, только если люди, представляющие научную и творческую интеллигенцию, будут считать себя полноценными участниками его работы. Нельзя управлять Фондом и ожидать от него эффективности, если он перегружен бюрократическими механизмами управления и чиновниками, даже лучшими по своим качествам. То есть Фонд должен, в первую очередь, быть площадкой для творческой и научной интеллигенции и давать им возможность реализовывать свои проекты. Очень важно, чтобы механизмы подачи заявок, отбора и реализации проектов, равно как и последующего их сопровождения (административного, юридического, финансового), не ущемляли и не ограничивали роль творческих людей, а наоборот — вывели бы этих людей на первый план.
Если это удастся сделать — работа МФГС будет востребована, если же нет — мы все больше будем видеть мероприятия, которые становятся как бы самоцелью и не решают непосредственно стоящих перед фондом задач.
— Зная ваш серьезный и одновременно творческий подход в качестве руководителя и комиссара серьезных межгосударственных культурных и гуманитарных проектов, можно ли ожидать, что вы лично предложите какой-то новый, интересный проект для реализации?
— Идей много самых разнообразных. Но скажем так: я не считаю правильным навязывать собственные творческие идеи ни Совету, ни Фонду. Конечно же, в рамках того, что предусмотрено нашими уставными документами, у нас идут обсуждения, идет обмен мнениями и идеями. Но я глубоко убежден, что проекты должны исходить не от нас, даже если мы сами себя считаем творческими людьми, а от представителей научной и творческой интеллигенции.
— На ваш взгляд, какова роль СГС в свете нынешних активных интеграционных процессов на постсоветском пространстве? Какие позитивные изменения можно ожидать в ближайшем будущем?
— Совет по гуманитарному сотрудничеству — это, конечно, структура СНГ, но одно не исключает другое, и в принципе его задача — делать интеграционные процессы более понятными и более востребованными для той части населения наших стран, которую мы именуем творческой и научной интеллигенцией. Это механизм вовлечения гуманитарных, научно-творческих элит в интеграционные процессы. Роль СГС может быть очень большой, потому что эффективность любого интеграционного процесса, в первую очередь, зависит от того, насколько этот процесс востребован в интегрирующихся странах. А через кого он может быть востребован? Через людей уважаемых, авторитетных, которые прошли большой жизненный путь и которые в своих обществах имеют достаточное признание и заслуги и могут донести основные мессиджи, постулаты интеграции. Мы будем стремиться к тому, чтобы роль СГС и МФГС в этих процессах только увеличивалась.
— В свете нынешних политических реалий (подписания Договора о вхождении Республики Армения в ЕАЭС), какой вам видится роль Армении в укреплении гуманитарного сотрудничества?
— Думаю, что вхождение Армении в ЕАЭС и ее вовлечение в любые другие интеграционные процессы нацелено на то, чтобы людям было комфортно реализовывать себя в самых различных направлениях, на более широких пространствах, чем территория отдельно взятой страны. Если в Евразийском Экономическом Союзе речь больше идет об экономических, потребительских рынках, финансовых интеграционных процессах, свободе передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, то в области гуманитарного сотрудничества мы говорим о взаимопроникновении культур, творческого, научного потенциала. И в этом смысле вхождение Армении в ЕАЭС и другие интеграционные объединения, в которых участвует, направлены на создание для людей искусства, науки, образования более широкого поля деятельности и самореализации.
— На недавней встрече в Минске главы государств-стран СНГ в очередной раз подтвердили, что гуманитарное сотрудничество — одно из приоритетных направлений совместной работы на пространстве Содружества. Однако при всех серьезных достижениях в этой сфере существуют и некоторые проблемы. По каким вопросам пока еще есть недоработки? Что тормозит работу Фонда?
— Работа у нас идет по всем направлениям гуманитарного сотрудничества. Но лично я считаю, что нам надо все больше ставить во главу угла жизнь и деятельность простых людей. Мы обязаны давать нашим гражданам больше возможностей: для общения, студенческих и культурных обменов, получения хорошего образования в лучших вузах стран Содружества, книгоиздательства и переводческой деятельности и др. Кстати, на это был направлен один из самых успешных проектов Фонда — Форум книгоиздателей и переводчиков стран СНГ и Балтии. Также очень важны проекты, направленные на развитие и общение свободных СМИ, создание площадок для их вещания на территории друг друга посредством специальных передач. Направления выбраны самые широкие, и это хорошо, а вот сокращение количества проектов, которое мы наблюдаем в последние годы — плохо. Считаю, очень важно создать такую ситуацию, атмосферу, когда творческие люди тянутся к Фонду, являющемуся авторитетной и престижной организацией, которая реализует самые достойные проекты. Нам ни в коем случае нельзя переключать Фонд на бюрократический механизм создания программ: он должен финансировать проекты, вести их, с точки зрения юридических, финансовых, идеологических составляющих. Плюс — содержательное сопровождение: Фонд должен обеспечивать максимальную вовлеченность всех стран-участниц МФГС в проведении мероприятий на всех площадках.
МФГС — международная структура, он должен работать по принципу организации международных фондов. А с учетом того, что страны, входящие в его состав, на данный момент в основном ограничиваются внесением своих обязательных взносов и пока не изыскивают возможностей добавить средств на программную деятельность Фонда, основное финансовое бремя ложится на российскую сторону. Последняя покрывает львиную долю расходов МФГС. И, естественно, при таком раскладе возникает коллизия — между международностью фонда и бюджетными процедурами, предусмотренными российским законодательством. Вследствие этого возникает ситуация, когда очень многие мероприятия не подпадают под внутрироссийское законодательство, их проведение становится сложным. Но я думаю, это преодолимые проблемы: просто нужно, чтобы страны более активно вовлеклись, и работа на уровне СГС и правления МФГС отвечала на этот главный вопрос — международности Фонда.
Ирина АБРОЯН, журнал “Форум Плюс” № 6, 2014г.