Армения приступает к реформам национальной антидопинговой службы в соответствии с требованиями нового Всемирного антидопингового кодекса, принятого на недавнем конгрессе Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). О том, что именно намечается изменить в нашей стране и зачем все это нужно, мы побеседовали с руководителем антидопинговой службы страны Арегом Оганесяном, принявшем участие в работе конгресса.
— Были ли в повестке конгресса вопросы, напрямую касающиеся Армении?
— Обсуждений, непосредственно связанных с нашей страной, не было. Однако основной вопрос повестки касался в том числе и Армении. В своем прежнем иинтервью я уже говорил о том, что у нас Антидопинговая служба и Центр спортивной медицины действуют как единная структура, что категорически неприемлемо для ВАДА. Так вот, на этом конгрессе был принят новый Всемирный антидопинговый кодекс, по которому эти две службы должны быть автономными, поскольку они выполняют разные функции и должны иметь отдельный статус. Более того, по новому кодексу, вступающему в силу с 1 января 2021 года, национальные антидопинговые организации должны быть абсолютно независимыми. Ни правительство, ни какая-либо спортивная структура не имеют права вмешиваться в ее работу или иметь в ней представителей. Это, пожалуй, самое важное решение конгресса. Фактически, государство должно только обеспечить выполнение соответствующей конвенции ЮНЕСКО на территории своей страны.
Приняты также изменения технического характера, касающиеся соревновательных и внесоревновательных допинг-проверок. В тех видах спорта, которые имеют “чистую историю” и до сих пор не ассоциировались с допинговыми нарушениями, с 2021 года проверки будут проводиться и на национальных чемпионатах.
— Но, позвольте, какой смысл внедрять допинг-контроль в чемпионатах Армении, скажем, по волейболу, гандболу и настольному теннису, в которых в основном участвуют юноши и девушки, занимающиеся этими видами спорта ради своего удовольствия и являются чистой воды любителями?
— Для любитеелей установлен другой порядок, оставляющий необходимость проведения проверок на усмотрение антидопинговой службы данной страны. В тех видах спорта, в чемпионатах страны по которым у нас выступают любители или просто юные подопечные спортшкол, действительно, бессмысленно проводить допинг-контроль. С другой стороны, эта процедура должна быть обязательно внедрена в чемпионатах Армении по футболу или баскетболу, которые до этого не подвергались контролю. Новый кодекс ВАДА предписывает проводить обязательные проверки в турнирах с участием легионеров. А в армянских футбольных и баскетбольных клубах выступают немало иностранцев.
— Если в нашем баскетболе они появились недавно, то в футболе были аж с 90-х годов. Почему же футболисты до этого не подвергались проверке на допинг?
— Мы всегда обсуждали эту тему с федерацией футбола и даже приходили к компромиссу, но всякий раз внедрение допинг-контроля в республиканских соревнованиях откладывалось. Думаю, после недавних неудач ФФА не до допинг-контроля, но мы вернемся к этому вопросу после того, как страсти улягутся. Кстати, ФФА всегда выступала за проведение проверок.
— Из каких источников будут финансироваться допинговые проверки на чемпионатах Армении?
— Исключительно за счет госбюджета. Кстати, мы уже представили предварительную заявку в правительство, которая, по моим сведениям, удостоилась всестороннего одобрения, и теперь решаются технические вопросы. Скорее всего, наша организация будет Агентством при правительстве. Однако подотчетным правительству мы будем только по финансам. В остальные вопросы государство не имеет права вмешиваться и, должен сказать, у нас до сих пор не вмешивалось. Наше отраслевое министерство тоже привержено к тому, чтобы иметь независимую антидопинговую структуру. Вопрос с нашим статусом и прочими вопросами должен быть решен до марта наступающего года, чтобы мы успели обсудить рабочие моменты с юристами европейского офиса ВАДА и приступить к работе. Это позволит нам также получить заказы от международных структур, которые сейчас отказываются сотрудничать с нами, поскольку мы работаем в связке с Центром спортивной медицины. Это, по определению ВАДА, чревато конфликтом интересов.
— Вы имеете в виду привлечение армянских специалистов к реализации международных проверок?
— Как раз наоборот. Сейчас международные федерации по соответствующим видам спорта могут заказать проверку наших ведущих спортсменов антидопинговым службам других стран, хотя им было бы выгодно сотрудничать с нами. А такое сотрудничество, естественно, обеспечит финансовые поступления в нашу организацию и в конечном итоге в бюджет страны, поскольку будут выплачиваться налоги. У нас появятся также внебюджетные средства, которые сможем направить на приобретение неоходимого оборудования, препаратов, предоставление командировочных и т.д.
— На конгрессе было избрано также новое руководство ВАДА. Как они настроены к нашей стране и, в частности, сотрудничеству с вашей организацией?
— Откровенно говоря, новый президент ВАДА поляк Витольд Банька и вице-президент, китаянка Ян Ян произвели на меня лично очень приятное впечатление. Новое руководство сразу же заявило о намерении увеличить бюджет организации исключительно за счет привлечения спонсоров. Это, возможно, позволит увеличить и размер выделяемых грантов. Сейчас ВАДА ежегодно выделяет нам помощь в виде различного оборудования и на разные нужды на сумму около 7 тысяч долларов. По сути, именно при их поддержке мы осуществляем целевой допинг-контроль. А теперь выделен грант на новую международную программу, а центром исследования будет Армения. Исследования будут проводиться также в Молдове и Грузии. В качестве советника выступит один из ведущих ученых Восточного университета Австралии. Программа касается изучения возможного влияния психологии тренеров на психологию спортсменов и повышение в связи с этим рисков употребления допинга. Цель исследования — составить более эффективную образовательную программу для всех региональных антидопинговых организаций и тренеров. Кстати, возможно, в Армении пройдет посвященный этой теме семинар с участием представителей антидопинговых служб стран Восточной Европы.