Не секрет, что у нас любят сравнивать Армению и Израиль, ставя последний в пример и порой закрывая глаза на собственный потенциал. А вот для гражданина Израиля, историка Владимира Ружанского, переехавшего в Армению два с половиной года назад и сейчас преподающего на кафедре Всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского (Славянского) университета, именно наша страна стала “землей обетованной”, к которой он привязался всем сердцем. Но вначале была любовь к армянке, ставшей его супругой…
— Мы познакомились во время совместной работы в рамках одного интернет-проекта. Для жены была большая проблема приехать ко мне (въездную визу в Израиль, как вы знаете, получить не просто). Ну, а меня здесь очень хорошо приняли: уже прямо с аэропорта я ощутил, какой здесь доброжелательный народ. А со временем впечатление только усилилось. И вообще я был поражен и красотой страны, и людьми. Я, конечно же, знал, что это древняя страна, с древней культурой, но что люди настолько сердечные, гостеприимные, доброжелательные, даже не ожидал. После своего первого знакомства со страной я стал скучать по Армении и в конечном итоге переехал. Я уже здесь привык, никуда не хочу уезжать. Здесь есть все для счастья.
— Не сложно было оставить налаженную жизнь, работу в Израиле и переехать в незнакомую и далеко не богатую страну?
— Ну знаете, и в Израиле у меня были взлеты и падения: в общем-то обычная жизненная биография эмигранта. Мне довелось работать в двух университетах (Бар-Илан и имени Бен-Гуриона), Яд ва-Шеме (израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма — авт.), и на производстве, и в системе безопасности. Где была работа, там и работал. Конечно, жизнь в Израиле меня многому научила: там я приобрел богатый опыт, который может пригодиться здесь, и не только мне. Израиль — страна, которая добилась очень многого, и то хорошее, что есть там, можно применить и в Армении.
— Что, например, из израильского опыта можно использовать у нас?
— Я приведу пример корпорации INTEL, крупнейший филиал которой находится в Израиле. А все начиналось с крохотной лаборатории, где было всего четыре человека во главе с подвижником Довом Фроманом. Израильтянин, переживший Холокост, сиротой приехал в Израиль, выучился, отслужил в армии и уехал в Америку, став одним из руководителей начинающей корпорации. И все у него было прекрасно, но он вернулся на родину, причем с интересным условием. Его не хотели отпускать, и он пообещал, что если у него ничего не получится, он вернется в США. Фроман уехал к себе в Хайфу, собрал друзей, вместе организовали лабораторию и создали свое ноу-хау — микропроцессоры нового поколения. Он потребовал от владельцев INTEL открыть производственный филиал в Израиле и добился своего. В Израиле была открыта первая зарубежная фабрика корпорации, которая сейчас приносит INTEL 40% прибыли! Армения сегодня находится в более предпочтительной ситуации, по сравнению с другими странами. Мне ведь довелось работать в израильском INTEL, и я знаю, что корпорация пыталась открыть свои филиалы в других странах, но пока они действуют лишь в четырех. В Мексике — не получилось, в Чехии — не получилось, а вот в Армении может получиться. Здесь и уровень зарплат низкий, и земля относительно дешевая, и самое главное — есть люди. Армяне по всему миру добиваются успеха в области высоких технологий. Например, фактически армяне во многом заменили евреев в России. Армяне всегда были на высоте, но сегодня мы говорим о ЕАЭС, и я считаю, что России нужно больше ценить своего стратегического союзника, поскольку Армения вполне может стать “Силиконовой долиной” ЕАЭС. Но и самим нужно что-то делать в данном направлении: решать на государственном уровне, принимать соответствующие законы.
Еще одна интересная модель Израиля по сбережению кадров. ВПК страны ориентирован, прежде всего, на передовые технологии. То есть абсолютное превосходство над противником именно в области передовых технологий, вооружений и кадров. Государство было создано в 1948 году, а уже в 1952 в израильской армии было подразделение радиолокационной разведки (оно входит в военную разведку и сегодня является крупнейшим в мире, уступая разве что США). Есть и элитное компьютерное подразделение, где служат молодые ребята, которых после службы в армии принимают без собеседования в самые престижные фирмы. Но как это построено? В 1949 году, то есть через год, после образования государства Израиль, здесь был создан колледж ВВС, подготавливающий технических специалистов. У колледжа 22 филиала в стране, где готовят компьютерщиков, программистов, специалистов по электронике (больше 30 специальностей). В этот колледж может поступить любой, но добьются успеха в жизни, разумеется, лучшие. При этом эти колледжи дают шанс любому подняться по социальному лифту, вне зависимости от материальной обеспеченности, положения в обществе и т.д. Почему и в Армении этого не сделать? Тем более, что в последние годы в Армении очень интенсивно развиваются высокие технологии. И это наш шанс. Мы сейчас говорим: умные вещи, умный дом, умный город. Так давайте сделаем умную страну, основанную на высоких технологиях. Нам это вполне по силам.
— И напоследок, в чем главное преимущество Армении?
— Прежде всего, я вижу в Армении колоссальный потенциал в развитии передовых технологий. Я всегда говорил, что уникальность Армении в том, что она входит в элитный клуб стран, где есть потенциал для развития передовых технологий: не только компьютерных, IT и прочих. Армянский народ очень талантливый, умеющий учиться, народ, который ко всему очень творчески подходит. Народ, который умеет воевать и работать. И вот этот потенциал необходимо использовать. Поскольку я рассматриваю Армению как свой дом, где мне жить, я хочу, чтобы этот дом был обустроен. Сердце болит, когда видишь, как много талантливых людей отсюда уехало, и, пользуясь случаем, я хотел бы поделиться отдельными мыслями относительно того, как остановить это “кровотечение” — исход лучших умов из страны.
Так как Армения — страна воюющая, государство должно взять под контроль свои трудовые ресурсы. Не нарушая демократических основ государства, использовать модель не Израиля (там тоже есть серьезная проблема утечки мозгов), а Китая. То есть создать государственное бюро по трудоустройству: если мы не можем обеспечить своим трудовым ресурсом рабочие места здесь, должны быть международные договора, по которым наши специалисты едут работать за рубеж на определенный период, государство обеспечивает им работу, условия проживания, безопасность (то есть все необходимое). Люди могут заработать там деньги, здесь решить свои насущные проблемы, а, главное, они вернутся сюда. Я беседовал со многими людьми, и все сетуют на то, что Армения — прекрасная страна, но нет работы… Это сделать не так сложно, потому что Армения была и остается бесплатным “донором” для всего мира. И это неправильно. Главный потенциал страны — ее люди, и разбазаривать его никуда не годится. Сейчас многие армяне возвращаются с надеждой на лучшее, и этих людей нужно удержать.