Завершение необходимых процедур для окончательной подготовки этого документа, ведущего к образованию зоны свободной торговли, состоялось буквально за месяц до начала саммита Высшего евразийского экономического совета, прошедшего в первых числах октября в Ереване. Во многом именно для обсуждения вопроса о создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном на ереванский саммит приехал также и президент Ирана Хасан Рухани.
О том, что бизнес-сообщества стран Евразийского экономического союза и Ирана проявляют за последние годы большую заинтересованность в развитии взаимной торговли, можно судить по растущим показателям. Если говорить цифрами, то, по итогам 2018 года, иранские экспортеры нарастили поставки в ЕАЭС более чем на 27%, а товарооборот между странами Союза и Ираном составил более 2,7 млрд долларов. Тенденция роста продолжалась и в этом году.
Так, за январь-август текущего года поставки из ЕАЭС в Иран выросли более чем на 17%, а товарооборот за этот период превысил 2 млрд долларов.
“Мы уверены, что действие соглашения создаст необходимые условия для усиления этого тренда”, — прокомментировал вступление в силу Временного соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном председатель Коллегии Евразийского экономического союза Тигран Саркисян.
Правда, пока это будет некой “урезанной” зоной свободной торговли, поскольку в документе охвачены лишь те товарные группы, где у сторон есть существенные взаимные интересы и где не мешают американские санкции против Ирана. Поэтому вступившее в силу торговое соглашение предусматривает ограниченный товарный охват. Но при этом включает сельскохозяйственные и промышленные группы товаров, являющиеся основными видами торгуемой продукции, на долю которых, по данным торговой статистики за 2016-2018гг., пришлось порядка 55% совокупного экспорта ЕАЭС. Преференциальное же импортное покрытие составляет почти половину от общего объема поставок Ирана в ЕАЭС.
Предприниматели из стран ЕАЭС, экспортирующие свою продукцию на иранский рынок, отныне получат преференции по линии мясной и масложировой продукции, а также некоторым видам кондитерских изделий и шоколада. Плюс в перечень преференциальных товаров войдут металлы, косметика, отдельные виды электронного и механического оборудования. Иранской же стороне будут предоставлены тарифные преференции по развернутому списку продовольствия. Прежде всего это касается овощей, фруктов и сухофруктов, а также строительных материалов, посуды, ковров, некоторых видов изделий из цветных металлов.
Как отмечают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), новое соглашение позволяет не только экономить на уплате таможенных пошлин, но и создает дополнительные стимулы для развития торговых взаимоотношений через обеспечение прозрачных и предсказуемых условий торговли, основанных на правилах ВТО.
“В частности, сторонами соглашения будет обеспечен режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в отношении всех торгуемых между ЕАЭС и Ираном товаров. Все сборы, связанные с импортом товаров, не должны превышать стоимость оказанных за таможенное оформление услуг. Также не должны применяться необоснованные нетарифные меры, ограничивающие торговлю, в отношении товаров, которые перечислены в соглашении. Подобные требования являются одними из важнейших в праве ВТО и обеспечивают предсказуемость режима торговли между странами”, — отмечают в ЕЭК.
Срок действия Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном — три года, чтобы суметь за это время осмотреться, оценить результаты действия соглашения и тогда уже двигаться к полноценной ЗСТ. Дело в том, что ранее во время переговоров нового санкционного пакета в отношении этой страны не было. Сейчас, конечно же, эти санкции внесут определенные коррективы для хозяйствующих субъектов, оказывая свое влияние на технологии осуществления торговых сделок и финансовых операций с иранскими коллегами.
Но, с другой стороны, санкции против Ирана создают дополнительные возможности. Прежде всего это касается Армении, которая, как было отмечено в том числе и на ереванском саммите ЕАЭС, может воспользоваться своим географическим положением и предложить определенный набор инструментов по увеличению товарооборота Евразийского экономического союза с Ираном в качестве моста.