После довольно длительного спада строительная сфера Армении начала демонстрировать рост, показатель которого по итогам первых восьми месяцев этого года составил 4,4%. Какие факторы оказали воздействие на формирование положительных тенденций в строительстве, обеспечена ли отрасль квалифицированными специалистами, насколько созвучна сегодня система образования в стройсфере современным реалиям, — об этом и о других темах наша беседа с заслуженным строителем Армении, председателем Союза строителей РА, ректором Национального университета архитектуры и строительства Армении (НУАСА) Гагиком Галстяном.
Социальная задача или содействие строительному бизнесу?
— Г-н Галстян, на протяжении последних лет отечественная сфера строительства демонстрировала падение, оказывая свое негативное воздействие в том числе и на рост экономики страны в целом. Сейчас вектор изменил свое направление в сторону роста. Вы, как специалист с многолетним опытом в этой сфере, чем обуславливаете подобную тенденцию?
— Действительно, имея за плечами довольно большой опыт в сфере строительства, начиная с советских времен, а потом и в годы независимости, могу сказать, что в этой отрасли (как, впрочем, и в любой другой сфере экономики) направления развития очень похожи на синусоиду. Как правило, когда какая-то сфера демонстрирует устойчивое падение, то через какой-то момент наступает период обратного движения уже в сторону роста показателей. Но для этого необходимо создание благоприятных условий.
Таким условием для сферы строительства, на мой взгляд, стало внедрение государством механизма, при котором в случае приобретения жилья в ипотеку на первичном рынке непосредственно у застройщика, покупателям возвращаются проценты по кредиту за счет возврата подоходного налога, выплачиваемого из зарплаты.
В итоге, многие люди с низким и средним доходом получили возможность приобрести жилье, не переплачивая по ипотечному кредиту. Тем самым, новый механизм содействия государства серьезно активизировал это поле, приведя, с одной стороны, к увеличению спроса на первичном рынке у населения, а, с другой — к соответствующему росту жилищного строительства. Ведь бизнесмены всегда ищут условия для того, чтобы работать. Сейчас спрос налицо, так почему бы им не строить.
— Наряду с ростом популярности льготного механизма ипотечного кредитования у населения, увеличиваются и размеры сумм, выплачиваемых из госбюджета в виде возврата подоходного налога. По последним данным, эта цифра достигла уже 5,5 млрд драмов, а к концу текущего года может вырасти до 8-9 млрд драмов. Столь существенные денежные объемы привели к тому, что в правительстве начали задумываться о целесообразности продолжения проекта. Но прежде, по словам ответственных чиновников, надо понять — решает ли механизм социальную задачу, или же он нацелен на оказание содействия строительному бизнесу.
— Я считаю, что этот механизм решает социальную задачу. Потом что те люди, которые годами не могли купить квартиру или улучшить свои жилищные условия, теперь в состоянии позволить себе это. Что касается содействия бизнесу, то для предпринимателей главным условием развития является обеспечение на рынке равных условий для всех, а не так, чтобы одна компания могла воспользоваться льготами, продав потом квартиры подешевле, а другая — нет. В этом смысле наличие льготного механизма ипотечного кредитования, либо его отсутствие коснется всех без исключения игроков на рынке. Поэтому, повторю, что это больше социальный проект, нежели бизнес-содействие. И то, что государство делает шаги навстречу людям — очень правильный подход, результаты которого сегодня налицо.
Для эффективного образования необходимо сотрудничество вузов
— Говоря о дальнейшем развитии строительного сектора, невозможно обойти тему специалистов, которыми обеспечивает отрасль именно Национальный университет архитектуры и строительства, являющийся фактически единственной кузницей кадров строительного профиля в стране. Скажите, насколько востребовано сегодня это направление у молодежи, и растет ли число абитуриентов в НУАСА параллельно с тем оживлением, которое наблюдается в строительной сфере?
— По сравнению с прошлым годом, число абитуриентов у нас выросло. Но пока что это не те показатели, которыми можно довольствоваться. Ведь если мы стремимся еще больше активизировать строительный сектор, то необходимо постоянно вести работу для популяризации этой специальности у молодежи. Уверен, что в будущем профессия инженер-строитель станет очень востребованным направлением, особенно с учетом того, что сегодня основной акцент по всему миру ставится на решении абсолютно новых задач в этой сфере и реализации таких проектов, как “зеленый” город, “умный” город, “умный” дом и т.д.
Вопрос в том, что пока нет каких-либо конкретных критериев того, а что такое, к примеру, “зеленый” город, по каким параметрам надо строить подобные проекты. Для разработки подобных критериев крайне важно объединение усилий разных вузов, их сотрудничество, обмен опытом. Потому что ни одно учебное заведение — будь то американское, европейское или китайское — не способно в одиночку решить сегодняшние образовательные задачи, особенно в эпоху, когда информационные технологии входят во все сферы жизнедеятельности человека.
Специальные программные обеспечения позволяют уже решать множество вопросов в строительстве в одном пакете. Например, архитектор спроектировал внешний вид сооружения, а конструктор — его внутренние параметры. Благодаря компьютерным программам можно наложить один проект на другой и увидеть, в каком месте что нужно доработать, переделать и т.д. То же самое и по инженерным коммуникациям — водоснабжение, канализация и пр. Поэтому в образовательном процессе нам нельзя упускать фактор информационных технологий, тем более, что весь мир уже идет по этому пути. В этом смысле сотрудничество с международными учебными заведениями позволяет создавать единые теории и подходы в современном строительстве, что потом и передается нашим студентам.
— На днях в Москве состоялась третья встреча Международного консорциума архитектурно-строительных университетов “Один пояс — один путь”, куда входит также НУАСА. Делегация нашего университета выступила с довольно объемным пакетом предложений. Не могли бы вы вкратце сказать, в чем состояла их суть?
— Речь, в частности, шла об уточнении административной связи и создании электронного приложения с тем, чтобы университеты — члены консорциума могли оперативно получать информацию о последних новостях сферы и заодно иметь возможность быть на связи друг с другом. Но главное — было предложено разработать трехстороннюю магистратскую программу с участием НУАСА, Пекинского университета строительства и архитектуры и Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) с последующим вручением студентам совместного диплома трех вузов.
Наши предложения получили одобрения со стороны учебных заведений, являющихся нашими партнерами, и было решено в текущем году дать продолжение столь амбициозному начинанию.
Нацелились на цитаты
— Г-н Галстян, вот уже пять лет вы являетесь ректором НУАСА. Как вы считаете, что стало самым главным достижением за эти годы?
— На самом деле, очень трудно обойтись одной оценкой, поскольку, как мне кажется, достижений очень много. Была проделана большая работа для создания на местах соответствующих условий для того, чтобы учебный процесс проводился по самым передовым технологиям, — ремонт помещений, технологическая оснастка кабинетов, лабораторий. Но реализация всего этого — задача-минимум. Перспектива развития высшего образования, на мой взгляд, в омоложении преподавательского состава в вузе, а также в привлечении практиков, нежели теоретиков к преподавательскому процессу.
Я абсолютно уверен в том, что, если преподаватель хочет дать реальные знания студентам, он обязательно должен пройти через производственный процесс и не понаслышке знать об особенностях строительного рынка. Можно даже совмещать преподавание с работой в реальном секторе. Многие, кстати, так и делают, особенно с учетом того, что в сфере образования зарплаты не такие большие и приходится параллельно осуществлять деятельность в реальном секторе. К сожалению, в соответствии с действующим у нас законодательством руководящему составу, скажем, декану запрещено заниматься бизнесом. Подобное требование, мне кажется, должно быть пересмотрено, чтобы люди, руководящие образовательным процессом, не были бы просто теоретиками, идущими по старому пути, а постоянно могли держать руку на пульсе в соответствии с требованиями времени. Кстати, мы часто приглашаем крупных предпринимателей стройиндустрии из-за рубежа для того, чтобы они читали лекции нашим студентам, а также преподавателям, делясь своим опытом и успешными историями.
— В завершение нашей беседы не могу не спросить вас о вашей кандидатской работе в связи с тем, что в последнее время звучат разговоры о плагиате. Как вы думаете, с чем связаны подобные утверждения?
— Ну и пусть говорят. Я считаю, что прошел не тот путь, чтобы пользоваться источниками других. Все эти разговоры, по большому счету, касаются не научной работы, проделанной именно мной, а тех цитат, которые приведены в формулировках. Как, если вы решите использовать формулу Ньютона, не указав конкретно про соответствующий его закон, а, сказав, — нам известно это, надо теперь определить вот это, являющееся в данном случае неизвестным. И что, такой подход теперь надо считать “революционным” открытием? Нет, конечно.
Мне кажется, что те люди, которые стоят за всеми этими разговорами о плагиате, имеют проблемы сами с собой. Они даже обратились со своими обвинениями в Высшую аттестационную комиссию, направили письма премьеру и Президенту страны. Без моего участия проходили какие-то обсуждения. Но никто до сих пор никаких объяснений от меня не требовал. Думаю, что вся проблема в том, что разносчики обвинений в мой адрес — просто любители громких разоблачений.