В Армении инициирован процесс дифференциации служб спортивной медицины и антидопингового контроля в автономные структуры. Наша страна приступила к реализации настоятельных рекомендаций соответствующих международных организаций, грозивших в противном случае отстранением армянских атлетов от участия в олимпийских играх. Об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказал руководитель антидопинговой организации республики Арег Оганесян.
— Недавно Вами был организован международный семинар с привлечением коллег из России и Грузии. Чему он был посвящен?
— Начну с того, что Национальный олимпийский комитет Армении получил грант по линии “Олимпийской солидарности”, который и был направлен на проведение семинара, для участия в котором мы пригласили Михаила Касаткина и Павле Касрадзе. Мы рассказали о работах в сферах спортивной медицины и антидопингового контроля, проблемах и перспективах их сотрудничества. Семинар преследовал три основные цели. Мы представили спортивным медикам и физиотерапевтам новый список запрещенных препаратов и ознакомили с теми лекарствами, которые спортсменам разрешается применять при основных заболеваниях. А третья тема касалась различий сфер деятельности спортивной медицины и антидопингового контроля. В частности, речь зашла о том, что они не могут функционировать в единой структуре, поскольку тут есть конфликт интересов. Более того, Всемирное антидопинговое агенство (ВАДА) привлекло внимание правительства Армении к этому обстоятельству и попросило исправить ситуацию. Мы пришли к согласию со спортивными медиками, и правительство уже начало процесс формирования отдельных структур.
— Это был принципиальный вопрос или возникли другие обстоятельства?
— Дело в том, что с 2021 года начнет действовать новый международный антидопинговый кодекс, в котором этому вопросу уделено особое место. Нас просто предупредили, что Армения будет отстранена от олимпийских игр, если не исправит ситуацию. Выяснилось, что мы оставались единственной страной в мире, где антидопинговая служба и спортивная медицина действовали в единой структуре. Это считается серьезным нарушением. Думаю, этот вопрос будет затронут и на конгрессе ВАДА, который пройдет в начале ноября в Польше.
— Какие еще вопросы были обсуждены на ереванском семинаре?
— Мы — специалисты из Армении, России и Грузии рассказали о системе подготовки спортивных врачей в своих странах и сделали сравнительный анализ. Кроме того, по просьбе наших врачей и массажистов мы пригласили одного из ведущих европейских специалистов — москвича Михаила Касаткина, который рассказал об особенностях и методах применения кинезиотейпирования (терапевтический процесс или способ лечения, подразумевающий наложение специального эластичного пластыря (кинезио тейпа) на травмированные участки тела — Г.Н.) и провел практические занятия с нашими спортивными медиками, которые затем, сдав своеобразный экзамен, получили соответствующую лицензию. Вместе с тем, НОК РА договорился с М.Касаткином о том, что перед олимпийскими играми 2020 года в Токио он снова приедет к нам и проведет дополнительный недельный тренинг с отечественными врачами, работающими со сборными олимпийских видов спорта.
Есть еще одно новшество, о котором мы также рассказали. ВАДА разработан новый метод, позволяющий проводить допинг-контроль на основе крови, взятой из пальца. Он, конечно, еще должен пройти дополнительную проверку, но если будет утвержден, то, возможно, заменит анализы мочи и венозной крови. Новый метод будет намного дешевле и позволит с помощью частых проверок сделать допинг-контроль более эффективным.
— Какая сейчас ситуация с допингом в армянском спорте?
— В последнее время вопиющих нарушений не было выявлено. Последний случай был зафиксирован весной прошлого года, когда на применении запрещенных препаратов попалась штангистка Сона Погосян. Но были случаи неосторожного и непреднамеренного нарушения антидопинговых правил спортсменами, не участвующими в международных соревнованиях. Они были допущены дзюдоистами, борцами и боксерами. В целом, в ВАДА вполне довольны деятельностью антидопинговой службы Армении и дают нашей работе высокую оценку.
— Можно ли сказать, что отечественная тяжелая атлетика в основном очистилась от этого зла?
— Я могу сказать, что штангисты вышли на правильный путь. Они почти каждый месяц проходят допинг-контроль, который проводят как наши, так и международные специалисты. В такой ситуации нарушения просто немыслимы.