Национальная статистическая служба Армении пока не опубликовала официальные цифры о состоянии экономики страны, но исходя из оперативных данных, полученных Министерством экономики за восемь месяцев текущего года, уже можно понять основной тренд, наметившийся по макроэкономическим показателям.
Начало этого года и все последние месяцы характеризовались довольно противоречивыми тенденциями. Казалось бы, фиксировался рост экономической активности, составивший по итогам восьми месяцев 7%, что, в сравнении с периодом 2015-2018гг., ниже только лишь аналогичного прошлогоднего показателя экономической активности, который достиг в то время 7,7%. Выйти на такой рост в этом году стало возможным благодаря положительной динамике развития ряда отраслей. Но параллельно некоторые сферы по-прежнему не выходят из категории спада, что во многом сдерживает развитие экономики в целом.
Среди сфер, оказавших позитивное влияние на экономический рост, можно выделить промышленное производство, объемы которого за отчетный период выросли на 9,5%. Причем особый оптимизм вызывает тот факт, что по темпам роста перерабатывающая промышленность даже опередила общий показатель в промсфере, зафиксировав увеличение на 10,4%. Однако самый высокий показатель оказался у сферы услуг, составивший по итогам января-августа 15,5%. Постепенно начала закреплять свои позиции в категории роста и сфера строительства, остановившись пока на отметке в 4,4%.
А вот экспортные показатели буквально “скакали” весь этот период, демонстрируя в первые месяцы года падение, а потом резко набрав объемы и в результате обеспечив рост за восемь месяцев в размере 4,6%.
Решение пока в перепрофилировании завода
Свое влияние на снижение экспорта в целом сыграли такие группы товаров, как черновая медь, алюминиевая фольга и алмазы, суммарное воздействие которых на снижение экспорта составило порядка 145 млн долларов. Из них около 51 млн долларов пришлось на первую группу товаров — черновую медь, являющуюся промежуточным товаром между медным концентратом и чистой медью. Так вот, сокращение объемов по этой линии было связано с приостановкой деятельности Алавердского медеплавильного завода. Однако, как пояснил министр экономики Тигран Хачатрян, негативное воздействие в некотором смысле смягчилось благодаря экспорту медного концентрата, который ранее обрабатывался на комбинате. Речь, в частности, идет примерно о 42-43 млн долларов экспортных объемов медной руды. Это значит, что если говорить о том, насколько по этой части снизилась добавочная стоимость в структуре местного экспорта, то сокращение можно оценить примерно на 7-8 млн долларов.
Главная причина приостановки деятельности Алавердского медеплавильного завода — экологический ущерб, наносимый предприятием окружающей среде. Отвечая на наш вопрос, есть ли на сегодня какие-то промежуточные решения или договоренности между компанией и правительством для выхода из сложившейся ситуации, министр экономики Тигран Хачатрян пояснил, что какие бы решения не были приняты, они все равно будут носить временный характер.
“Ведь через три или шесть месяцев мы вновь окажемся перед той же экологической проблемой. В конце концов в долгосрочном плане правительство не готово идти на уступки по столь важному вопросу, связанному с нарушением экологических норм со стороны предприятия. В итоге, в ходе проведенных с компанией обсуждений, на повестке сегодня стоит вопрос о целесообразности перепрофилирования завода. В самой компании сейчас рассматривается возможность организации производства шаров мельничного дробления. Думаю, такой вариант наиболее приемлем, поскольку в ближайшее время ни компания не сможет модернизировать завод в соответствии с природоохранными требованиями, ни правительство не пойдет на уступки в контексте экологических нарушений”, — изложил суть дела глава экономического ведомства.
В поисках алмазов
Что касается снижения объемов экспорта алюминиевой фольги на 8% за отчетный период, то по большому счету это было связано с введением американских санкций против российской корпорации “Русал”, владеющей в том числе предприятием в Армении. Однако впоследствии эти санкции были отменены, хотя и успели оказать свое негативное влияние, снизив экспортные объемы на 6 млн долларов до отметки в 67 млн долларов общего экспорта фольги. До конца года, по прогнозам Минэкономики, эти показатели заметно увеличатся, поскольку у компании-производителя нет больше каких-либо препятствий для экспорта продукции на внешние рынки.
Еще одна товарная группа, которая проявила минусовый тренд, — алмазы, которые привозят в Армению для огранки. Здесь экспорт снизился на 16 млн долларов, что, по оценкам г-на Хачатряна, связано с определенными проблемами, имеющимися у местных компаний с поставщиками алмазной продукции. Источником алмазного сырья для многих армянских предприятий алмазогранильной отрасли традиционно выступала Россия в лице алмазодобывающей компании “АЛРОСА” и алмазного фонда — Гохрана РФ. На протяжении последних лет правительство приложило немало усилий для того, чтобы армянские огранщики пользовались определенными преференциями при приобретении сырья у поставщиков российских алмазов. Сейчас же, судя по словам министра экономики, правительство ведет поиск альтернативных поставщиков сырья, и до конца этого года уже будет ясно, удалось ли достичь существенных результатов в этом направлении.
Лидеры роста
В списке товаров, зафиксировавших рост по линии экспорта, традиционные коньяк с увеличением объемов на 16,7% до отметки в 137 млн долларов, табачные изделия, объемы экспорта которых за отчетный период выросли на 4,1%, или 6,3 млн долларов, составив 161 млн долларов, а также медный концентрат с ростом в 2,5%, что составляет чуть больше 9 млн долларов. Значительный рост был зафиксирован по линии полуфабриката чистого золота, объемы экспорта которого увеличились почти на 40%, или 43,6 млн долларов, обеспечив общий показатель в размере 154 млн долларов. Этому во многом способствовал рост международных цен на золото, которые с середины 2018 года ползли вверх — с 1200 до 1500 долларов за унцию. В рост пошли и объемы экспорта ферромолибдена, которые за восемь месяцев этого года увеличились на 38,3% до общего показателя на сумму в 97,2 млн долларов. Благоприятные тенденции были отмечены и в сфере экспорта сельхозпродукции, где рост по экспорту фруктов и овощей составил около 15,3%, или 7 млн долларов, что в целом обеспечило показатель в 53,5 млн долларов.
Впрочем, есть в этом списке и “новички”. Речь, в частности, о таких товарных группах, как шоколад и фруктовые вина, спрос на которые за рубежом начал активно расти. Подобная тенденция сразу же сказалась на их экспортных показателях, увеличив объем по линии шоколада более чем на 38% до 9,8 млн долларов, а по фруктовым винам — на 47,8% до отметки 28,8 млн долларов.
Ждут конкретики с маркировкой
Еще одна товарная группа — продукция текстильной промышленности в этом году не попала в список лидеров роста. На наш вопрос, с чем связано падение в этой отрасли, министр экономики ответил, что в плане продукции отечественного производства спад не зафиксирован.
“Рост сферы текстиля в прошлом был обусловлен двумя факторами. Первый из них был связан с увеличением объемов отечественной продукции, а в основе второго лежал тот факт, что импорт текстильной продукции на территорию ЕАЭС мог производиться через Армению. То есть вначале можно было привезти сюда, а потом экспортировать из Армении в страны Союза, что также играло большую роль в формировании структуры экспорта местной текстильной отрасли. Наш анализ показывает, что спад в течение восьми месяцев этого года был зафиксирован лишь во второй части, не затронув экспортные показатели отечественных производителей. Обусловлено же было это тем, что на территории ЕАЭС планируется введение маркировки. Поэтому те хозсубъекты, которые знают о предстоящих нововведениях, скорее всего, на этом этапе выжидают, чтобы понять, как в Армении будет применяться это требование во избежание в дальнейшем лишней головной боли при экспорте своей продукции на рынок ЕАЭС”, — объяснил г-н Хачатрян, выразив при этом надежду, что после появления определенной конкретики в плане маркировки, все те потоки, которые ранее проходили через Армению, вновь нарастят объемы.
В целом же, как отметил министр, экспорт из Армении в ЕАЭС растет ускоренными темпами. Так, по итогам первых восьми месяцев 2019 года этот показатель вырос на 11%, в то время как общий экспортный показатель нашей страны увеличился на 4,6%. При этом в структуре армянского экспорта на территорию Евразийского союза преобладают готовые продукты, а не сырьевые товары, к примеру, коньяк и вина, плодоовощные консервы, одежда, ювелирные изделия и т.п.
В ближайшей перспективе, заверил глава Минэкономики, перевозка товаров в страны ЕАЭС станет еще проще в связи с принятым в ходе ереванского саммита ЕАЭС решением о сокращении проверок во время перемещения товаров. “Это повысит скорость их перемещения и снизит затраты хозсубъектов, связанные с перевозкой товаров”, — спрогнозировал министр.