В столице Германии, в Театре имени Максима Горького 5 октября состоялся концерт, посвященный юбилею Комитаса. В рамках концерта под названием VOICING KOMITAS выступили наш соотечественник пианист, композитор и дирижер Александр Ирадян, известный армяно-американский исполнитель на уде Ара Динкджян (Ara Dinkjian), живущая в Германии курдская сопрано Первин Чакар (Pervin Chakar) в сопровождении струнного квартета ARCANA, а также два известных коллектива из Стамбула: VOMANK (единственный исполнитель западно-армянской музыки в Турции) и YERKARAN PROJECT (представляющий мульти-лингвальное творчество Комитаса на армянском, турецком и курдских языках).
Концерт организован некоммерческой организацией Anadolu Kültür в сотрудничестве с Kalan Müzik и Театром имени Максима Горького Берлина, по случаю празднования ЮНЕСКО 150-летия Вардапета Комитаса. Проект был осуществлен при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии, благотворительного фонда Allianz Kulturstiftung и Фонда Галуста Гюльбенкяна.
Мы связались с музыкантом Александром Ирадяном, который сейчас живет и работает в Берлине, и попросили представить подробности концерта. Отметим, что Александр Ирадян является главным дирижером струнного ансамбля Брюсселя ASE (AGBU String Ensemble — Brussels), а также приглашенным дирижером Национального камерного оркестра Армении.
— Летом этого года курдская сопрано Первин Чакар, которая жила и училась в Италии и потом переехала в Германию, связалась со мной и пригласила написать музыку для своего альбома для сопрано и струнного оркестра. А потом она мне рассказала, что 5 октября дает концерт в Берлине, в Театре имени Максима Горького, в честь 150-летия. Комитаса. Певица сказала, что никто лучше меня не сможет представить эту музыку немецкой публике на должном уровне. Она также рассказала, что в этом концерте будут участвовать музыканты — армяне и курды, проживающие в Турции.
— Судя по выступавшим артистам, это был не классический концерт…
— Да, это был не так сказать “строгий”, академический концерт, а представлял собой большой микс — разных трактовок произведений Комитаса — всего наследия, которое он нам оставил. В разном исполнении и аранжировках был представлен практически весь спектр музыки: это и наш дуэт с Чакар (вокал и фортепианное сопровождение), и альтернативное исполнение Комитаса группой Vomank, и рок-бенд, с гитарами и ударными инструментами. То есть концерт был для поклонников музыки самых разных жанров.
Я с удовольствием согласился принять участие, но посчитал нужным в этом концерте представить немецкой и зарубежной публике не аранжировки произведений Комитаса, а строго им написанную музыку. Аккомпанируя певице, я исполнял произведения так, как их написал Комитас: с его пометками, динамикой и т.д. Мне хотелось, чтобы помимо аранжировок, представления произведений Комитаса в разных “цветах” и подходах, на сцене звучала бы исконно комитасовская музыка — такой чистой, какой он ее написал, какой она была на бумаге. Должен сказать что концерт прошел замечательно и каждый зритель, который не был знаком с музыкой Комитаса, смог вынести с концерта что-то свое. То, что затронуло его душу.. Это было очень важным для меня. Если бы Вардапет мог увидеть, как трансформируется его музыка, как она вдохновляет и воодушевляет молодое поколение на создание чего-то нового, он, думаю, был бы очень рад. Это ведь прогресс — единственное условие того, чтобы мы шли дальше вперед.
— А почему концерт был назван “Озвучивание Комитаса”?
— VOICING KOMITAS (в афише имя Комитаса было написано так, как его произносят западные армяне — Gomidas) — очень хорошее название. В моем понимании озвучивание — это возможность звучать его музыке в совершенно разных сферах, в совершенно разных интерпретациях, в совершенно разном восприятии его музыки и мировой музыки в целом. Один из самых эмоциональных моментов концерта для меня — это когда мы вышли на поклон и я увидел большущий, гигантский армянский флаг, развевающийся в зале. На концертах классической музыки, вы знаете, такого не бывает. И меня охватило такое чувство гордости! Я подумал, что частичка тебя была воспринята кем-то, видишь развевающийся флаг твоей страны… И была такая невероятная энергетика, что я просто не удержался, развернул музыкантов спиной к залу и сделал фотографию на фоне армянского триколора и ликовавшей публики. К сожалению, из-за сильной освещенности сцены зал вышел темным, и наш флаг не удалось запечатлеть. Но все равно это было замечательно. Напоследок хочу отметить, что для Берлина (где Комитас жил и учился) его личность играет большую роль. Равно как и личность Комитаса имеет важное значение для турецкой культуры. Этот концерт — демонстрация того, что культуры могут сосуществовать при закрытых дверях. Это очень показательно, что армянские музыканты из Турции, армянские, турецкие и курдские музыканты вдохновляются музыкой Комитаса и представляют его на международной арене.