Официальный представитель МИД России Мария Захарова считает, что вопросы, касающиеся пленных и военнопленных в зоне азербайджано-арцахского конфликта, необходимо решать в существующих, установленных для этого форматах.
“И они есть. Не думаю, что сейчас с моей стороны требуется дополнительная политическая оценка. У нас есть действующий механизм — сопредседатели Минской группы ОБСЕ. При необходимости они могут задействовать соответствующие механизмы для дополнительного оказания содействия сторонам. Если у соответствующих сторон есть необходимость в поддержке, например, со стороны России, в решении какого-то вопроса, то они могут решаться на двусторонней основе по дипломатическим каналам”, — заявила Захарова, отвечая на вопрос о необходимости и важности конкретного решения подобных вопросов, что может способствовать обеспечению взаимного доверия у противоборствующих сторон.
Вопрос появился неспроста. 12 августа армянский военнослужащий Араик Казарян при не выясненных до конца обстоятельствах оказался на территории Азербайджана. Азербайджанская пропагандистская машина сразу же стала активно тиражировать фотографии А.Казаряна, заявляя, что он, якобы, дезертировал из-за неуставных отношений и демонстрируя в качестве опять же, якобы, доказательства применявшегося к нему насилия шрамы на указательном пальце его левой руки, которые на поверку оказались следами удаления мозолей. Операция по удалению мозолей под местным наркозом на 2-м пальце левой руки проводилась в военном госпитале Мартуни, о чем свидетельствует запись в журнале учета амбулаторных больных госпиталя, а также запись в медицинской карте Казаряна. Представителей Международного Комитета Красного Креста к Казаряну допустили лишь 19 августа, предварительно, 15 августа, запустив к нему проформы ради членов Национальной превентивной группы омбудсмена Азербайджана, будто бы для ознакомления с условиями содержания и обращения, а также контроля соблюдения прав.
Новых сообщений об Ара Казаряне нет. Министр иностранных дела Армении Зограб Мнацаканян в ходе брифинга в Степанакерте по итогам встречи с арцахским коллегой Масисом Маиляном сообщил, что Армения предпринимает меры по возвращению военнослужащего Араика Казаряна из Азербайджана. “Принимая во внимание чувствительность данного вопроса, мы с определенной осторожностью подходим к предоставлению комментариев. По этому вопросу, естественно, я работаю со всеми нашими остальными партнерами, которые непосредственно вовлечены в этот вопрос, моими партнерами из Еревана — министром обороны, главой Службы национальной безопасности, значительную роль играет Международный комитета Красного креста (МККК)”, — сказал он. Мнацаканян отметил, что подходы Армении по данному вопросу известны, и прилагаются усилия по возвращению военнослужащего.
При этом министр напомнил, что в Азербайджане по-прежнему находится другой гражданин Армении Карен Казарян, судьба которого вызывает большую обеспокоенность. “Эта новая ситуация, конечно же, требует большой осторожности, потому что имеем дело с человеческими жизнями и судьбами. Это очень беспокоит, и мы продолжим прилагать максимум усилий для поиска решений”, — сказал он.
Карен Казарян, житель села Бердаван Тавушской области Армении, оказался на территории Азербайджана в июле 2018 года опять же при невыясненных обстоятельствах. Он не имел никакого отношения к военной службе, зато имеет проблемы со здоровьем (психическое расстройство) и с 2013 года зарегистрирован в соответствующем медучреждении. Однако в Азербайджане его окрестили диверсантом, предъявили абсурдные обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса этой страны: убийство, терроризм, нарушение общественного порядка и др. и 27 февраля 1919г. приговорили к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении строгого режима.
Судьба Карена Казаряна не может не вызывать особого беспокойства, поскольку в Азербайджане уже много лет как введена традиция не просто объявления заблудившихся мирных, а порой и психически нездоровых армянских жителей приграничных сел диверсантами, но и подвергать их изуверским пыткам и издевательствам, доводя до смерти. Так было в 2010г. с 20-летним жителем приграничного села Ттуджур Самвелом Сарибекяном, к которому целый месяц не допускали представителей МККК, а 5 октября Минобороны Азербайджана сообщило, что Сарибекян покончил с собой. Лишь через месяц, 4 ноября, его тело со следами пыток было выдано семье.
7 августа 2014г. житель приграничного тавушского села Чинари 33-летний Карен Петросян заблудился и оказался в азербайджанском селе Арбулаг. Его, безоружного, мирно беседовавшего с жителями села, угостившими Петросяна сигаретами и чаем, азербайджанские “правоохранители” переодели в военную одежду и выдали за диверсанта. На следующий день, 8 августа, азербайджанские СМИ, ссылаясь на свое Минобороны, сообщили, что К.Петросян “скоропостижно скончался”, якобы, от инфаркта. Тело Карена Петросяна со следами насилия азербайджанская сторона передала армянской только через 2 месяца, да и то лишь после решения Европейского суда по правам человека.
Даже 77-летнего жителя приграничного села Верин Кармирахпюр Мамикона Ходжояна, страдающего психическим расстройством и случайно оказавшегося на азербайджанской территории 28 января 2014г., Баку выдал за армянского диверсанта. Старый больной человек подвергался ужасным пыткам и насилию, следы которых вкупе с исламскими знаками были зафиксированы после его передачи Армении более чем через месяц, 4 марта. Мамикон Ходжян умер 20 мая.
Список вот таким образом убитых официальным Баку мирных армянских граждан можно продолжить. Однако приведенных примеров достаточно для того, чтобы констатировать — для официального Баку не существует ни установленных форматов, ни общепринятых международным сообществом принципов и ценностей, ни соответственно правил цивилизованного поведения хотя бы в гуманитарных вопросах. Баку политизирует гуманитарные вопросы и цинично спекулирует ими. В противном случае азербайджанское руководство было бы способно оценить односторонний гуманитарный жест армянской стороны, которая в феврале с.г. выпустила на свободу гражданина Азербайджана Эльнура Эльман оглы Гусейнзаде, ранее приговоренного решением суда первой инстанции Арцаха к 2 годам лишения свободы. Полностью отбывший назначенный судом срок Гусейнзаде обвинялся в том, что, будучи служащим разведроты 157-й мотострелковой бригады ВС Азербайджана 1 февраля 2017г., незаконно пересек границу Арцаха в районе села Талиш Мартакертского района, оказался в окопах и был задержан армянскими военнослужащими.
Впрочем, о какой цивильности и гуманности можно говорить в случае с руководителями Азербайджана, заложившими в основу воспитания молодого поколения тезис “убей армянина и стань национальным героем”?..