Арцах ни политически, ни территориально никак не связан с Азербайджанской республикой, что соответствует и конституции самой Азербайджанской республики. Любые заявления Армении и Арцаха по вопросам урегулирования азербайджано-арцахского конфликта вызывают у официального Баку сильнейшие желчные колики, сопровождающиеся мощными выбросами желчи.
Особо сильные приступы вызывают требования Еревана о непосредственном участии Степанакерта в переговорах и необходимости обеспечения безопасности народа Арцаха. Всякий раз Баку разражается армянофобскими высказываниями, не гнушаясь ни оскорбительными выражениями, ни фальсифицированием исторических фактов и реального положения дел.
Очередной подобный желчный всплеск произошел в конце августа, когда министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян, выступая на ежегодной конференции центрального аппарата МИД, дипломатов и сотрудников консульств, отметил, что, будучи сторонницей мирного урегулирование конфликта, Армения не может принять угрозы открытого или скрытого применения силы со стороны Азербайджана и любые попытки сделать условным режим прекращения огня. “Усилия Азербайджана по ведению переговоров в напряженной обстановке препятствуют созданию благоприятных условий для мира и, таким образом, не способствуют прочному и всеобъемлющему урегулированию проблемы. При неизменной армяноненавистнической политике Азербайджан остается угрозой существованию народа Арцаха. Альтернативы миру нет, у Республики Армения и Арцаха достаточно сил для обеспечения мира. …Армения не может пойти ни на какое урегулирование, которое могло бы поставить под угрозу безопасность народа Арцаха и ограничить возможности реализации права на самоопределение. …Если Азербайджан действительно заинтересован в мирном урегулировании конфликта, он должен быть в равной степени заинтересован в переговорах с избранными представителями арцахского народа”, — сказал Мнацаканян.
В ответ МИД Азербайджана выступил с заявлением, основанным на абсурдных, циничных и лживых постулатах о том, что “понятия “народ Нагорного Карабаха” нет, есть армянская и азербайджанская общины этого региона Азербайджана”, объявил о “превосходстве” “полиэтнического Азербайджана” над “моноэтнической Арменией”, якобы, “изгнавшей все азербайджанское население с его исконных земель, на которых ныне располагается эта страна” и будто бы совершившей “этнические чистки на оккупированных территориях Азербайджана”.
Этот абсурд распространяется Азербайджаном не первый год. Однако в последнее время официальный Баку последовательно проталкивает идею о существовании так называемой “азербайджанской общины Нагорного Карабаха”, усадив во главе созданной им одноименной организации сотрудника азербайджанского МИД и проталкивая в международных инстанциях, в т.ч. в ООН, всякого рода заявления от ее имени. С вопросом, что такое “азербайджанская община Нагорного Карабаха” в правовом и политическом плане и с просьбой прокомментировать обоснованность утверждений и действий Баку, мы обратились к экс-главе МИД Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) Арману Меликяну.
“Азербайджанская община Нагорного Карабаха” — это всего лишь обычная общественная организация с названием, которое к реальной структуре государственности Азербайджана не имеет какого-либо отношения. Например, в конституции Республики Кипр общинная структура государства была прописана в конституции. Конституция Азербайджанской Республики не только не предполагает общинного устройства где-либо на территории страны, но и никак не обозначает наличие Нагорного Карабаха в составе государства. Так что, в данном случае азербайджанские официальные лица и общественные деятели манипулируют обозначениями, которые никак не отображены в законодательстве страны. Недопустимо то, что армянские официальные круги до сих пор не считают необходимым раз и навсегда закрыть эту тему и, помимо прочего, по-доброму подсказать также и сопредседателям Минской группы ОБСЕ, что любые встречи с руководителем общественной организации “Азербайджанская община Нагорного Карабаха” дискредитируют их лично, как профессионалов и непредвзятых посредников, а также страны, которые они представляют”, — сказал А.Меликян.
“Истинное положение дел таково, что Нагорно-Карабахская Республика обрела независимость и, действительно, ни политически, ни территориально никак не связана с Азербайджанской республикой, что в полной мере соответствует также и конституции самой Азербайджанской Республики”, — подчеркнул дипломат.
Отвечая на вопрос о том, насколько обоснованы попытки Баку самоутвердиться на сравнении “полиэтничного Азербайджана” и “моноэтничной Армении”, якобы, изгнавшей из страны всех азербайджанцев, А.Меликян отметил: “В Азербайджане, начиная с февраля 1988 года, против граждан армянской национальности были инициированы масштабные этнические чистки и в течение трех лет с территории этой республики насильственно было изгнано более полумиллиона наших соотечественников, а сотни, если не тысячи людей, были зверски замучены и убиты. Лишь к концу 1988 года на территории Армении имели место эксцессы, направленные против местных азербайджанцев. Пределы Армении покинуло всего порядка двухсот тысяч азербайджанцев и курдов-мусульман. То есть инициатором эскалации насилия стала азербайджанская сторона, а жертвами насилия стало в два с половиной раза больше армян, чем азербайджанцев. Официальный Баку на этом не остановился и развязал полномасштабную войну против армянского населения Арцаха, ставшую причиной новых страданий для всего населения региона”.