Национальный олимпийский комитет Армении на внеочередной ассамблее исключил Федерацию бокса Армении из своего состава, предоставив вместо нее временное членство Армянской национальной федерации бокса. Однако это не было механическим признанием переименования организации, координирующей данный вид спорта, а вполне реальное замещение одной структуры другой. По сути, это обозначило новый этап в конфликте вокруг ФБА, не утихающей уже несколько лет, еще сильнее обострив противоречия между федерацией и НОК. При этом, похоже, параллельно разгорается другой конфликт — уже между НОК и Министерством образования, науки, культуры и спорта.
Дело в том, что буквально перед началом ассамблеи госучреждение выступило с заявлением, осуждающим намерение НОК. Непонятно только — почему это было сделано за несколько часов до мероприятия, учитывая, что дата мероприятия была объявлена еще 4 июля, а сам конфликт, как мы уже ответили, протекает с незапамятных времен. То есть оно не могло быть откровением даже для людей, недавно приступивших к курированию спорта в объединенном министерстве, по той простой причине, что замминистра Геворг Лорецян до этого не раз высказывался относительно ситуации в отечественном боксе.
К заявлению министерства мы еще вернемся, а пока уместно в общих чертах рассказать о том, что происходило на самой ассамблее. Тема бокса была отнюдь не единственной в ее повестке. Был заслушан отчет о результатах участия армянских спортсменов во вторых Европейских играх и планах подготовки к Олимпийским играм 2020 года в Токио. Но все же эти вопросы остались в тени главного события дня.
Свои рассуждения и правовые аргументы из 30 пунктов в пользу лишения ФБА членства в НОК представил генеральный секретарь национального олимпийского комитета страны Грачья Ростомян. Он отметил, что всегда пытался проанализировать сложившуюся ситуацию в разных аспектах: человеческом, нравственном и юридическом, с каждым разом утверждаясь во мнении, что нынче безнравственность не имеет границ. Тут, конечно, можно предположить, что бывшему министру спорта известен исторический период, когда безнравственность была небезграничной, или, извините за каламбур, была нравственной. Но это тема отдельной дискуссии, потому не станем перегружать ею и без того сложную проблему.
Он признался, что НОК не имеет полномочий переводить вопрос в правовую плоскость, поэтому, проконсультировавшись со своими юристами, решил сгладить его путем диалога. “Уверяю вас, что мы все сделали для этого: пытались организовать встречи, на которые оппоненты не являлись, а затем выступали с заявлениями в Фейсбуке. Теперь у нас нет других вариантов и это — единственное решение проблемы”, — заявил генсек, добавив, что ФБА своими обращениями в разные инстанции в стране и вне нее, подорвало международную репутацию НОК Армении.
В этой связи, 4 медали, завоеванные армянскими боксерами на недавних Европейских играх в Минске, оратор расценил как показатель хорошей работы не ФБА, а тренеров и спортсменов. “Мы очень довольны тренерами, но не федерацией. ФБА отказывалась включать в сборную двух парней из Армянской национальной федерации, утверждая, что они не знают таких спортсменов и что они исчерпали себя. Однако эти ребята, став призерами, доказали, что глубоко ошибались на их счет”, — подчеркнул Г.Ростомян, заверив, что они не собираются вносить раскол в боксерской среде.
“Я уверен, что все будет хорошо. Включение Армянской национальной федерации бокса (АНФБ) в состав НОК обеспечит лучшую подготовку спортсменов к предстоящей олимпиаде. До 2020 года в сборной не планируются тренерские перестановки и изменения. У команды не будет проблем с подготовкой к олимпиаде. Также исключаются любые дискриминации, исходя из симпатий людей к той или иной организации”, — заявил второе лицо в НОК.
После этого вопрос был поставлен на открытое голосование, по результатам которого ФБА была исключена из состава НОК. За это высказились 64 делегата из 67, при 2 воздержавшихся и 1 — не проголосовавшем. В то же время, АНФБ, получив 64 голоса “за” (трое воздержались), стала временным членом НОК. Статус, как пояснил Г.Ростомян, станет постоянным после того, как Международная ассоциация любительского бокса (АИБА) приостановит членство ФБА в своем составе, в Армении пройдут новые выборы в федерацию, итоги которых будут утверждены международными структурами. Кстати, ассамблея прошла без участия президента НОК Гагика Царукяна, который, как было объявлено, отсутствует из страны.
Наверное, стоит пояснить значение и важность членства республиканских федераций в НОК. Дело в том, что без этого федерации не могут рассчитывать на получение государственных дотаций, поскольку это запрещено законом. Получается, что с лишением членства федерация теряет и значительную часть своего годового бюджета, что в условиях нашей страны практически чревато прекращением деятельности.
Теперь о заявлении МОНКС, в котором говорится, что единственной признанной и проводящей четкую политику в боксе организацией в стране является Федерация бокса Армении. При этом министерство, противореча само себе, отмечает, что в последние месяцы руководство ФБА демонстрирует равнодушие и бездействие, не прислушиваясь к призывам АИБА по организации новых выборов руководящего состава и не предпринимая действенных шагов для стабилизации ситуации, чем ставит под угрозу выступления сборной Армении на олимпиаде в Токио. Откровенно говоря, первая часть заявления уже вызывает недоумение. Непонятно, о какой четкой политике может идти речь при проявлении равнодушия и бездействия. И второе — бокс индивидуальный вид спорта, в котором выступает не сборная, а отдельные спортсмены, представляющие данную страну. И, в третьих, прежде чем участвовать в олимпийских играх, необходимо еще туда пробиться. А наши боксеры, если мне не изменяет память (а она не изменяет), еще не завоевали олимпийских путевок.
Тем не менее, министерство настоятельно призывает НОК соблюдать требования Закона РА об общественных организациях, воздержаться от проблемных инициатив и не пытаться искусственно заменить одну федерацию другой. МОНКС также готово в сотрудничестве с НОК способствовать подготовке сборной Армении к предстоящей олимпиаде (может, для начала все же к рейтинговым турнирам? — Г.Н.) до разрешения ситуации вокруг федерации.
Министерство также заявляет, что АНФБ не соответствует критериям порядка предоставления федерациям финансирования из госбюджета, для чего требуется отчет о проведении чемпионатов Армении в последние три года, документ о членстве в международной федерации. Министерство призывает НОК к решению проблемы с помощью конструктивных дебатов и, прежде всего, обсуждению вопроса с государственным уполномоченным органом по физической культуре и спорту РА — Министерством образования, науки, культуры и спорта.
В ответ Грачья Ростомян заявил, что если министерство не согласно с решением ассамблеи, то может оспорить его в судебном порядке, но только в Международном Спортивном арбитражном суде. “Мы готовы к такому развитию событий, поскольку уверены в своей правоте”, — отметил он.