Село Азатан в Ширакской области считается довольно крупной общиной, где на сегодня проживают почти шесть тысяч человек. Близость села к Гюмри, конечно же, оказывает большое влияние на его развитие. Но не только это. Вот уже больше десяти лет с момента с своего первого избрания староста села Вардан Икиликян шаг за шагом пытается решить проблемы руководимой им общины.
И надо сказать, что с тех пор, как я впервые посетила Азатан в 2011 году, многое здесь изменилось. Капитально обновлен Дом культуры, рядом со школой появился новый детсад, заасфальтированы центральные улицы села, установлены десятки урн для бытового мусора, который вывозят спецмашиной, обновлена вся система водоснабжения.
Можно долго перечислять все достижения общины, реально показывающие, что зачастую именно от эффективного руководителя зависит общинное развитие. Однако нынешняя наша беседа с В.Икиликяном больше касалась существующих системных проблем в общинах Армении, а не отдельно взятого села. Тем более, что наш собеседник не понаслышке знает об этом и уже много лет принимает самое активное участие при обсуждениях того или иного законопроекта в правительстве, охватывающего сферу сельского хозяйства.
Инфраструктуры со счетов сбрасывать нельзя
Одной из нерешенных до сих пор проблем для равномерного развития общин является, по мнению г-на Икиликяна, вопрос, касающийся предоставления дотаций из госбюджета. Если разобраться, то государство направляет серьезные средства на становление общин.
И с каждым годом по мере роста госбюджета эти суммы увеличиваются. Речь идет о нескольких десятках миллиардов драмов, выделяемых правительством для того, чтобы общины суммировали полученные деньги и свои доходы и сумели обеспечить свои нужды.
В основе принципа расчета дотаций в целом заложена идея формирования собственных доходов, то есть если у конкретной общины много земельных и имущественных ресурсов, позволяющих ей обеспечить высокий уровень собираемости налогов по этим направлениям, то денег из госбюджета она получит меньше, чем те общины, у которых мало доходов.
Однако раньше при выделении дотаций не учитывалось множество факторов. Скажем, одна община находится на высоте 2000 метров над уровнем моря, а другая — всего 500 метров. Понятно, что первой из них приходится осуществлять больше расходов, потому что на протяжении 6-7 месяцев в году там холодно и необходимо обогревать помещения детсадов, школ и др., а у второй общины такой проблемы нет. Кроме того, одна община расположена близко к столице или областному центру, другую же отделяет несколько сот километров, в связи с чем ее транспортные расходы, необходимые для выполнения своих функций (будь то вопросы, связанные с образованием, здравоохранением или др.), гораздо выше. Не учитывалась также структура населения общин, в частности, преобладание детей до 16 лет и пенсионеров в возрасте 65 лет и больше.
Пару лет назад были внесены законодательные поправки, обеспечивающие принцип справедливого распределения дотаций, а не механическую раздачу денег, исходя из численности населения и имеющихся в каждой общине земельных и имущественных ресурсов.
“Проблема в том, что при всем этом до сих пор не учитывается наличие инфраструктуры в той или иной общине. Возьмем, к примеру, два села с примерно одинаковой численностью населения и географическим расположением. Но у одного из них есть Дом культуры, детсад и пр., а у другой — нет. Дотации от государства они получат в равном количестве. Представляете, какие расходы нужны первому селу для функционирования всей этой инфраструктуры? Уверяю вас, средства требуются немалые. Мы не раз предлагали внести соответствующие поправки, чтобы действительно суметь обеспечить принцип справедливого распределения дотаций. Но пока никаких изменений в этом плане нет”, — рассказал староста Азатана.
НДС не вернули
Следующий вопрос, который выделяет наш собеседник в качестве препятствия для общинного развития, касается выплат НДС при осуществлении закупок на средства общинных бюджетов. И вновь г-н Икиликян отмечает, что неоднократно эту тему поднимали в ходе различных обсуждений с чиновниками, но воз и ныне там. Однако староста Азатана по-прежнему считает, что государству необходимо пойти навстречу общинам, освободив от уплаты НДС все те программы, которые осуществляются за счет бюджетов или собственных доходов общин. Тем самым общины смогут направить сэкономленные средства на приобретение дополнительного оборудования или реализацию инфраструктурных проектов — от ремонта дорог до строительства и модернизации водопроводных труб в селе.
“Чтобы было понятно, о чем речь, приведу пример. Десять лет назад мы закупили пять противоградовых станций у компании “Барва”, которая на тот момент была единственным производителем в стране. Цена одной установки достигала более 8 млн драмов, и мы обратились к правительству с просьбой освободить нас от уплаты НДС, что позволило бы нам вместо пяти станций купить шесть. Однако наша просьба была отклонена, и пришлось заплатить всю сумму налога”, — вспоминает г-н Икиликян, добавляя, что по закону государство должно потом возвращать сумму НДС обратно общинам. Но, как утверждает он, будучи уже 11 лет руководителем сельской администрации, никогда за свою практику не сталкивался с тем, чтобы органам местного самоуправления возвращали НДС.
И это, продолжает г-н Икиликян, не единственная проблема, с которой сталкиваются общины в сфере налогового администрирования. На сегодня, по его меткому выражению, старосты стали не собирателями, а просителями налогов у односельчан. Последние очень часто отказываются выплачивать налог на землю или имущество. А все потому, что в свое время правительство ввело практику по списанию задолженности сельчанам по налогу на землю.
За машину платят, а за землю – нет
“Ситуация была абсурдной, потому что правительство в 2012 году решило списать долги, но при этом не компенсировало общинам эти суммы. Да, но ведь эти средства были запланированы в качестве ожидаемых поступлений в общинные бюджеты. Выяснилось, что денег нет и не будет. Не говорю уже о том, что для тех, кто годами добросовестно выплачивал по своим обязательствам, это стало очень обидным решением, поскольку списывало на нет долги неплательщиков. Теперь многие не платят налоги и ждут, авось правительство еще раз пойдет на такой шаг и спишет задолженность”, — возмущается староста Азатана.
В качестве выхода из сложившейся ситуации он предлагает собирать налоги с граждан, исходя из принципа “одного окна”, где люди буду платить налог на имущество своего автомобиля и одновременно налог на землю. Дело в том, поясняет наш собеседник, что у многих сегодня имеются машины. Причем зачастую тот, кто спокойно платит налог на имущество машины в размере, скажем, 150 тыс. драмов, налог на землю в 15 тыс. драмов, плату за мусор не выплачивает. Все потому, что прекрасно понимает: в случае неуплаты налога на имущество за машину, он не сможет пройти техосмотр и будет потом оштрафован на крупную сумму.
“Мы предлагаем организовать все налоговые выплаты в одном месте. Проще говоря, пришел человек за справкой о нулевой задолженности по имущественному налогу, пусть сразу заплатит и налог на землю и другие обязательные выплаты. Сегодня около 80% наших людей имеют машины. Если хотя бы по этой части сумеем обеспечить поступления по налогу на землю, то с остальными 20% как-то самостоятельно справимся: кого-то уговорим, а тем, кто неплатежеспособен — спишем долги. Благо, в бюджете общин предусматривается такой вариант в качестве содействия социально необеспеченным людям”, — заключил глава общины Азатан.