Прославленный форвард ереванского “Арарата” Николай Казарян, чьи стремительные проходы по родному левому флангу наводили ужас на соперников и приводили в восторг сотни тысяч болельщиков, сегодня остался наедине со своими проблемами и с букетом тяжелых болезней. Кажется, никому нет дела до легендарного спортсмена, имя которого в свое время не сходило с уст целого народа. Еще больше удивляет и огорчает безразличие людей и учреждений, призванных вроде бы обеспечить достойную жизнь своих граждан независимо от их регалий и заслуг, но, в первую очередь, тех, кто на своем поприще прославлял страну и народ. Мы безразличны к своим корням, а это чревато высыханием. Представляем вашему вниманию наше интервью с чемпионом СССР-1973, обладателем кубка страны 1973 и 1975 годов, первым президентом федерации футбола независимой Армении Николаем Казаряном.
— Я в курсе, что в последнее время у вас были довольно серьезные проблемы со здоровьем. Как сейчас вы чувствуете себя?
— У меня были проблемы с сердцем, но этим беда не ограничилась: я перенес несколько микроинсультов. Не скрою — тяжело переношу все это. Особенно тяжело, что нужно постоянно быть внимательным, вовремя принимать все лекарства. Трудно, но что поделаешь — кому у нас нынче легко. Нужно держаться.
— Трудно психологически или также в финансовом плане?
— В финансовом еще больше. Вы же знаете, какие цены на лекарства. А денег на лечение и лекарства не хватает. В этом плане пенсионерам приходится очень нелегко. Возможностей у меня нет. Думая об этом, еще больше нервничаю и сержусь.
— И никто не помогает?
— Пока никто. Многие обещали, но этим все и ограничивалось. Я обращался в разные инстанции, но все бесполезно. Обидно все это. Мне уже за 70. Уже ничего не поделаешь. Понимаете, человек ведь с годами приобретает бесценный опыт, который надо использовать. Вреда от этого не будет, а польза может быть большая. Такие люди не требуют золотых гор, а просто желают быть полезными родине. Им нужно только внимание. И касается это не только бывших спортсменов.
— Надеюсь, после нашего интервью соответствующие, как вы выразились, инстанции наконец-то отреагируют, иначе все их последующие заявления и обещания о намерениях развивать ту или иную сферу просто не будут внушать доверия. Кстати, на днях не стало Саргиса Овивяна, с которым вам довелось играть. Поделитесь воспоминаниями о нем?
— Мне, действительно, выпала такая честь. Было это при Артеме Фальяне, тренировавшем “Арарат” в 1965-67 годах. Знаете, я многому научился от Овивяна, который в те годы был одним из ведущих футболистов в Армении. У таких игроков всегда есть чему поучиться. Тогда “Арарат”, конечно, только начинал трудный путь к триумфу 1973 года, основу которого заложили игроки предыдущего поколения, в том числе, Овивян.
— Вы следите за сегодняшними процессами в нашем футболе?
— Естественно, а куда денешься. Тихо подозреваю, что вы собираетесь спросить о национальной сборной. Угадал? Вот видите! Видите ли в чем дело — она иногда побеждает, а это означает, что у команды есть потенциал. Посему игроки сборной должны приложить больше усилий, играть с еще большой отдачей и в каждом матче бороться до конца. Нужно признать, что армянские футболисты не выделяются атлетическими данными и имеют чрезвычайно слабую физическую подготовку. На мой взгляд, при надлежащем подходе к решению этих проблем, можно создать довольно хорошую команду, поскольку, наряду с обозначенными пробелами, нужно признать, что наши ребята сильны в техническом и тактическом плане. Современный футбол — беспрерывная борьба. А для того, чтобы бороться и побеждать, требуется атлетизм. Вы посмотрите, как Месси борется за каждый мяч. Это как раз является результатом правильных тренировок.
— Видите ли среди нынешнего поколения достойного преемника в вашем амплуа?
— В футболе все определяется результатом. Иного критерия качества в спорте пока нет. По-моему, в Армении очень мало команд и как следствие — слабая конкуренция. А без нее невозможно добиться прогресса. Выпускники футбольных академий должны иметь перспективу, но они лишены этого ввиду ограниченного количества клубов. Многие, так и не проявляя себя, вынуждены заниматься другими делами. Это очень важный вопрос, на который надо обратить особое внимание и создать необходимые условия для того, чтобы талантливые спортсмены могли развиваться. К сожалению, я пока не вижу достойных преемников не только в моем амплуа, но и остальных игроков золотого состава “Арарата”. Ребят, которые бы проявили себя так, как в свое время делали мы. А для нас не было проходных матчей, мы в каждой игре боролись так, словно играли в финале. Повторяю, футбол — прежде всего беспрерывная борьба, которую надо выдержать.
— И в этом заключался секрет успеха “Арарата-73”?
— Это было одним из составляющих успеха. А еще мы все были единым целым. Как в “Трех мушкетерах” — один за всех и все за одного. Именно на этой прочной основе выстраивалось все остальное. Без сплоченности ничего невозможно добиться. Ведь любая команда — своего рода семья. Коллективный отбор мяча, высокая ответственность за свою игровую зону, подстраховка товарища по команде — все это подразумевает именно ту сплоченность, о которой я говорил. Все это невозможно реализовать в разрозненной команде. Мы были честны по отношению друг к другу, к себе и футболу.