Государственный камерный оркестр Армении и Государственный камерный хор “Овер” выступили с концертом под управлением дирижера Александра Ирадяна. Концерт состоялся 27 июня, в Доме камерной музыки им.Комитаса: в ходе вечера были представлены произведения Малера, Чайковского, Мирзояна, а также было исполнено сочинение Ирадяна Testimonium для хора, струнных и фортепиано. За роялем был пианист Армен-Левон Манасерян.
Отметим, что о талантливом композиторе и дирижере Александре Ирадяне мы писали неоднократно. Именно наша газета в свое время первой обратила внимание на молодого и перспективного музыканта, предрекла ему блестящее будущее и отслеживала его карьеру. И надо сказать, что возложенные на него надежды музыкант оправдал в полной мере. Напомним, что Александр Ирадян родился в 1990 году в Ереване. Первый его успешный выход на музыкальной арене состоялся в 16 лет, когда он в сопровождении Национального филармонического оркестра Армении исполнил фортепианный концерт собственного сочинения. Он выпускник Ереванской государственной консерватории им.Комитаса (класс композиции Степана Ростомяна). В 21 год он уже стал лауреатом ряда престижных международных конкурсов: был удостоен Гран-При на II Международном конкурсе фортепианной подготовки студентов дирижерско-хоровых, теоретических и композиторских отделений средних и высших музыкальных учебных заведений “Путь к мастерству” им. В.С.Цветикова, Первой премии на VII Международном конкурсе им.Хачатуряна.
В беседе с “РА” композитор и дирижер рассказал, что сейчас он живет и работает в Берлине, куда уехал из Бельгии для продолжения учебы. “Три года назад я уехал в Берлин, так как понял, что в Бельгии мне уже ничего не светит в плане роста. Решил продолжить обучение в одном из лучших университетов Европы — Международной дирижерской Академии Берлинского университета искусств (International Conducting Academy at the Universität der Künste Berlin (UdK), где на одно место (дирижерское) приходилось 75 человек. И я взял это место. После трех лет очень тяжелого, интенсивного и профессионального обучения я в конце концов стал профессиональным дирижером, работаю в Европе. Сотрудничал и дирижировал такими оркестрами, как Komische Oper Berlin, Brandeburger Symphoniker, Bochumer Symphoniker, Magdeburg Philharmonie, Brandenburgisches Staatsorchester Frankfurt, Cottbus Oper и др. В прошлом году я был назначен главным дирижером струнного ансамбля Брюсселя ASE (AGBU String Ensemble — Brussels). И вот я впервые за последние пять лет смог приехать на родину и осуществить здесь проект. Я очень рад, что мне удалось написать произведение Testimonium (в переводе с латинского означает “свидетельство”). В конце прошлого года скончался мой отец Мелкон Ирадян, а на февраль-март уже был назначен мой ереванский концерт. Из-за тяжелой потери у меня не было ни желания, ни сил его осуществить. Тогда я решил написать новое произведение — своеобразную дань памяти моему отцу. Обдумал новую программу для хора, оркестра и солиста (куда включил свою премьеру) и предложил ее Ваану Мартиросяну, художественному руководителю и главному дирижеру Государственного камерного оркестра Армении. Программу он одобрил, равно как и Сона Ованнисян, художественный руководитель Государственного камерного хора “Овер”, которая знала меня, мою музыку и любезно согласилась сотрудничать. В качестве солиста был приглашен пианист Армен-Левон Манасерян, с которым мы познакомились в Бельгии, где он учился и жил. Что касается премьеры моего произведения Testimonium, то это отдельный период нашей истории, положенный на музыку. В ней нашли отражение рассказы моего отца про тяжелые годы конца 80-х-нач. 90-х прошлого века. Я тогда был очень маленьким, а он был очевидцем непростого периода для нашей страны. Я отобразил тяжелые страницы нашей истории: период после Спитакского землетрясения, трагедию армянского народа, царящее после 1988 года чувство депрессии и потери. Затем “тема” продолжается Карабахским движением, борьбой народа за независимость, “темными и холодными” годами блокады (когда у людей не было света, газа и вообще ничего) и войной в Карабахе. В финале звучит Agnus Dei (Агнец Божий) — молитва, завершающая произведение — за всех тех, кого нет с нами. Собственно мое произведение — чистая символистика: в нем нет слова на армянском — все на латыни, и все известные фразы. Этим я пытаюсь символизировать прошлое и представить его в контексте общечеловеческом. Не менее символичен и порядок представления произведений на концерте. Вначале я дирижирую оркестром, исполняющим Адажиетто из Пятой симфонии Малера, за которым сразу, без перерыва следует уже мое произведение. Малера я взял не просто так: его Адажиетто я рассматриваю как “увертюру” к моему Testimonium и как олицетворение той идиллии и гармонии, которые царили когда-то в нашей стране, до того периода, отраженного в моем произведении. Малер — это все то хорошее, что было у нас до конца 80-х-начала 90-х. Во второй части концерта мы уже сыграли Чайковского, Серенаду для струнных, более легкое произведение, для так сказать поддержания уровня оптимизма в концерте.
В заключение отмечу, что все эти годы я пытался приехать в Армению, но у меня не получалось. И теперь я очень рад, что смог наконец-то приехать и показать на родине свою музыку”, — рассказал нам Александр Ирадян.