По завершении дебатов по обсуждению отчета правительства о выполнении Государственного бюджета-2018, вчера на пленарном заседании НС с заключительной речью выступил премьер-министр Никол Пашинян.
Высказав убеждение, что в бюджетном плане 2018 год стал беспрецедентным за всю мировую историю, и сомнение, что в какой-либо другой стране произошло то, что произошло в Армении, Никол Пашинян напомнил: в 2018 году в Армении состоялись президентские выборы, 5 выборов премьер-министра, внеочередные парламентские выборы, внеочередные выборы в Совет старейшин Еревана, внеочередные выборы в нескольких городах, и, в конце концов, произошла “бархатная революция”.
Премьер подытожил итоги минувшего года в макроэкономическом плане: “Зафиксирован 5,2%-й экономический рост в том случае, когда правительство, принявшее проект бюджета, составило прогноз экономического роста в 4,5%. То есть исполнительная власть за 2018 год не имеет каких-либо невыполненных обязательств. Макроэкономическая стабильность сохранилась полностью, и в этом плане мы можем сказать, что правительство выполнило свою работу блестяще, поскольку в контексте всех этих политических потрясений полноценно обеспечило нормальную жизнь в стране”, — сказал Пашинян.
Обратившись к показателям нынешнего года, глава исполнительной власти отметил: за первый квартал зафиксирован 7,1%-й экономический рост, что является самым высоким показателем на территории Евразийского экономического союза. В апреле зафиксирован рост показателя экономической активности в 9,2%, который также является самым высоким показателем на территории ЕАЭС. По его заверению, доходная часть госбюджета будет перевыполнена как минимум на 62 млрд драмов.
“Если считать, что правительство в 2018 году находилось как минимум в режиме кризисного управления, эта проблема была решена с исключительным успехом. Я очень сомневаюсь, что в мире есть какая-либо страна, где произошла бы революция, и макроэкономическая стабильность сохранилась бы, и экономика не впала бы в рецессию, как минимум, на длительный срок”, — заключил глава исполнительной власти.
Коснувшись ряда восприятий и принципиальной критики, глава Кабинета министров затронул тему реформ, частенько озвучиваемых заявлений о том, что в течение года кардинальные реформы должны были уже состояться, отметив, что быстрые реформы — реформы провальные.
“Вообще, подобное впечатление у меня сложилось в отношении 1990-х годов, политическую жизнь которых я, будучи журналистом, освещал весьма активно. Впечатление и мнение мое таково, что быстрые реформы — реформы провальные. На моих глазах, и это отражено в моих публикациях — как в начале 90-х провалился ряд блестящих реформ, имевших стратегическое значение, провалились по той лишь причине, что их авторы стремились часом раньше реализовать их в Республике Армения. И реформы эти по сей день так и не стали реальностью, по сей день Республика Армения ощущает тяжелые последствия отсутствия этих реформ”, — отметил премьер, добавив, что подобная критика, если и обоснована, то не сугубо как критика, а как мировоззренческое восприятие.
Господин премьер искренне признался, что в их политической команде также наблюдается подобная тенденция, что однажды блестяще сформулировала вице-спикер НС Лена Назарян, заявив: “Скорость — это медлительность, но без перебоев”.
В контексте “не спешить” премьер привел пример реформы судебной системы, отметив, что эта сфера нуждается в радикальном реформировании, но реально независимой судебной системы нам не видать без повышения — в пять-шесть раз — зарплат служителей Фемиды. И объяснил, приведя конкретный пример, почему столь резкий рост зарплат судей неизбежен.
“В минувшем году в Армении, пожалуй, впервые наблюдалось такое явление, как вакантные должности судей. Но претендентов должного уровня не нашлось. Почему? По весьма простой причине. Давайте поставим себя на место этих потенциальных претендентов. Они знают, что не будут брать взяток — в этом случае грозит арест. Знают, что не будут заниматься бизнесом — велика вероятность разоблачения коррупционных схем и наказания. Знают, что должны получать примерно 400-600 тысяч драмов зарплаты, и в отдельных случаях — осуждать людей на пожизненное лишение свободы… Теперь зададимся вопросом: кто в таких условиях захочет работать судьей в Республике Армения?” — сказал он.
Что же касается высоких зарплат судей — премьер особо подчеркнул: речь идет не о коррумпированных судьях.
“Предположим — в результате неких дисциплинарных, антикоррупционных действий их места освобождаются, кто придет взамен. Нам необходимо, чтобы вакантные места занимали люди, обладающие высокой квалификацией, принципиальные, верные закону”, — подчеркнул премьер, добавив, что специалисты такого уровня работают сегодня в частном секторе, получая за юридическую консультацию ежемесячную зарплату в 2,5-3 миллиона драмов и даже больше. Понятно, что для решения проблемы и приглашения этих людей на работу необходимо повысить оклады.
Почему правительство еще в прошлом году не пошло на такой шаг? По словам премьера, подобное решение не имело бы общественного восприятия. Не воспринимается и сегодня. Хотя бюджет нынешнего года такую возможность предоставляет. Но опять таки — не сформировано достаточное общественное восприятие важности этого процесса, тем более, что ждут своего решения многочисленные социальные проблемы. По словам премьера, решение проблемы правительство воспринимает следующим образом: наши партнеры, международные доноры посодействуют Армении, и в течение 2-3 лет зарплаты новопривлеченных судей мы сможем довести до 2,5-3 млн драмов, причем на бюджет наш это не окажет существенного воздействия.
“Убежден — за этот период нам удастся решить множество социальных проблем. В этот период и оппозиция, и власти, и гражданское общество убедятся в преимуществах наличия независимой судебной системы, что это вытекает из интересов всех, обеспечивает безопасность всех нас. А, значит, это траты, которые стоит делать. И тогда общество без сопротивления согласится предоставить средства на решение этой проблемы — с условием, что нам действительно нужна независимая судебная система”, — подчеркнул премьер.
Коснувшись многих других вопросов, господин Пашинян отметил: не следует ожидать, что в течение года решатся проблемы, накопившиеся в течение трех десятилетий. Он затронул также вызовы, вставшие перед страной за последний год — публикаций, вызывающих ажиотаж на информационном поле, гибридной войны и т. д.
“Да, проблемы имеются, и ключ к их решению должен быть заложен в основу деятельности”, — сказал он.
Поблагодарив за конструктивное обсуждение, премьер выразил убеждение, что все будут работать в этом же поле, а в заключение посоветовал прочитать книжку “100 фактов о новой Армении”.
Отчет правительства о выполнении Государственного бюджета-2018 парламент утвердил 94 голосами “за” при 17 “против” и полном отсутствии воздержавшихся.
Статья опубликована 21 июня, 2019 12:16
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…