Глава МИД ФРГ Хайко Маас надеется, что европейские страны смогут в рамках своих возможностей компенсировать выход США из соглашения по иранской ядерной программе. “Мы и другие европейские государства пытаемся создать возможности поддержать экономическую деятельность в Иране. Мы разработали механизм расчетов под названием INSTEX, он должен быть операционализирован”, — заявил Маас на совместной с иранским коллегой Джавадом Зарифом пресс-конференции в Тегеране.
В столицу ИРИ германский министр прибыл для переговоров с иранским руководством о путях спасения “ядерной сделки” 2015 года между Ираном, Германией, Францией, Великобританией, Россией, КНР и США, оказавшейся под угрозой после выхода из нее Соединенных Штатов. Глава МИД ФРГ стал первым высокопоставленным представителем Запада, прибывшим в Иран после начала новой жесткой конфронтации между США и Ираном. С главой МИД ИРИ обсуждалось, как далее могут обстоять дела с Совместным всеобъемлющим планом действий по иранской ядерной программе (СВПД). Маас объявил, что ЕС инициировал механизм расчетов и в ближайшие недели собирается операционализировать его.
Охарактеризовав ситуацию в регионе как “крайне взрывоопасную”, которая может привести к “военной эскалации”, Маас отметил: “Я надеюсь, что вовсе не дойдет до того, чтобы говорить о времени после СВПД. Если все стороны будут придерживаться соглашения и мы в рамках ЕС приложим усилия, чтобы в рамках наших возможностей компенсировать выход США также новыми инициативами, надеюсь, что в целом соглашение будет сохранено”.
ЕС уже довольно давно заявляет о поддержке “ядерной сделки”, однако Иран пока не видит практических шагов в этом направлении. Европейские же кампании боятся торговать с Исламской Республикой из-за санкций США. Евросоюз должен оказать сопротивление “экономическому террору”, осуществляемому Вашингтоном против Ирана, заявил президент ИРИ Хасан Роухани, принимая Мааса. По его словам, Тегеран после выхода США из ядерной сделки ждал серьезных шагов от Европы, однако тщетно, посему сейчас ожидает от ЕС твердости и решимости в этом вопросе, поскольку инициированная Соединенными Штатами “война” против Ирана противоречит всеобщим интересам, сказал Роухани. При этом иранский президент подчеркнул, что введенные против Тегерана санкции не приведут Иран к тупику. Маас заверил Роухани, что в ЕС прилагают максимум усилий с целью сохранения ядерного соглашения и прорабатывают механизмы ведения торгово-экономического сотрудничества с Исламской Республикой. Тегеран со своей стороны дал понять, что, несмотря на угрозы, готов работать со странами ЕС по сохранению соглашения. Как заявил на пресс-конференции глава МИД ИРИ Джавад Зариф, Тегеран намерен сотрудничать со странами ЕС, чтобы “спасти” соглашение.
Вместе с тем в Тегеране не могли не обратить внимание на высказывание официального представителя МИД Германии Марии Адебар в преддверии визита Хайко Мааса. А по ее словам, “Германия разделяет многие опасения США по поводу роли Ирана в регионе и его ядерных амбиций, но считает, что соблюдение соглашения является лучшим решением”. Иными словами, Германия поддерживает США в требовании не только подписания нового соглашения по ядерной программе, но и изменения политики Ирана на Ближнем Востоке, то бишь отказа Тегерана от поддержки президента Башара Асада в Сирии, движения “Хезболла” в Ливане и хуситов в Йемене. Неспроста Джавад Зариф связал напряженность на Ближнем Востоке с экономической войной США против Ирана. “Новая напряженность в нашем регионе является результатом экономической войны США против Ирана. Снижение напряженности возможно единственно после прекращения экономической войны. Мы убеждены, что Германия и ЕС могут сыграть важную роль для того, чтобы положить конец этой напряженности”, — сказал он.
В начале мая Тегеран предупредил ЕС, что если в течение 60 дней они не восстановят нормальное функционирование торгового и банковского секторов, то иранцы приступят к обогащению урана до более высокого уровня, начнут накапливать его запасы, а также запасы тяжелой воды и возобновят деятельность на временно остановленном ядерном комплексе в Араке. Время истекает, а продвижения не видно. Пойдут ли европейские страны на конкретные шаги, чтобы удержать Иран в рамках сделки?
Поездка Мааса, как подчеркивают в Берлине, была согласована с партнерами ФРГ — Великобританией и Францией — и обсуждалась с госсекретарем США Майком Помпео. Тегеран же, как заявил Зариф, считает, что подход Вашингтона к ядерной сделке доказывает, что в переговорах нет никакого смысла. “Прежде всего, у нас есть это соглашение, которое является результатом двух лет переговоров и 12 лет дипломатической работы, — отметил он. — Разве они (США) реализовали его, что теперь ожидают переговоров по другим вопросам? Сначала они должны показать, что переговоры с США принесут пользу, а затем попросить о переговорах”.
Бывший глава ЦРУ Джон Бреннан считает, что США зашли в тупик в связи со своей политикой в отношении Ирана, оказав давление на Тегеран, из-за ложного убеждения, что Иран изменится. Но в Иране есть культура сопротивления, сказал он Irish Times, отметив: “Отказавшись от ядерной сделки с Ираном, признав КСИР террористической организацией, ужесточив санкции против Ирана и заставив европейские стороны согласиться отказаться от своих обязательств, в Иране создается впечатление, что администрация Трампа в конечном итоге хочет свергнуть режим”. Тем самым Вашингтон подставил под удар президента ИРИ Роухани, который рассматривал заключение сделки как личную победу, а сейчас находится под ударом консерваторов, которые обвиняют его в провале соглашения.
Российские эксперты считают, что в сложившейся ситуации, когда Иран не видит практических шагов со стороны ЕС, он будет пытаться апеллировать к России, которая не согласна с действиями США в отношении Ирана и призывает вернуться к нормальному диалогу. Как заявил президент РФ Владимир Путин, никто не запрещает обсуждать с Ираном вопросы его ракетной программы, региональные проблемы, но “это не обязательно делать, разрушая что-то, достигнутое ранее”. “Вот в этом мы с действующей администрацией (США) не согласны и стараемся убедить их в том, что такой способ или попытка решения каких-то проблем является контрпродуктивным”, — сказал Путин, напомнив, что так можно дойти до “самой последней черты”, и лучше вернуться к нормальному диалогу.
Пока же Вашингтон засылает в Тегеран одного посланника за другим. Вслед за Маасом Тегеран посетит премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Впервые за 41 год. Абэ озвучил идею поездки в Иран президенту США Дональду Трампу, когда тот приезжал в Японию в конце мая, и заручился его поддержкой. По словам представителя правительства Японии, поездка нацелена на смягчение напряженности между США и Ираном и убеждение Ирана в необходимости соблюдать условия ядерного соглашения и играть конструктивную роль в обеспечении региональной стабильности.
Статья опубликована 12 июня, 2019 12:28
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…