В среду на совместном заседании постоянных комиссий Национального Собрания РА начались обсуждения отчета о выполнении Государственного бюджета РА за 2018 год.
Выступая на заседании, премьер-министр РА Никол Пашинян, в частности, сказал: “Особенность прошлого года заключалась в том, что наше правительство не имело ничего общего с представленным отчетом, поскольку речь шла об исполнении бюджета за 2017 год.
Особенность этого года в том, что наше правительство имеет неполное участие, потому что мы сформировали наше правительство в мае. По сути, по разным поводам я в Национальном Собрании много раз затрагивал показатели исполнения бюджета, и сегодня, по сути, не собираюсь представлять вам какие-то драматические новости, но думаю, что это хорошая возможность обобщить то, что было сказано за это время”.
Подчеркнув, что 2018 год был беспрецедентным годом в политическом аспекте — состоялись президентские выборы, 5 выборов премьер-министра, внеочередные выборы в Национальное Собрание, внеочередные выборы мэра Еревана и произошла бархатная революция, премьер сказал: “Это важно для описания атмосферы, в которой происходил процесс исполнения бюджета. В этих условиях нашему правительству удалось решить самую важную проблему — речь идет о сохранении макроэкономической стабильности. Я об этом говорил в зале Национального Собрания, но хочу подчеркнуть, что в мировой истории невозможно найти много таких случаев, когда в стране происходят подобные масштабные политические изменения, и эти масштабные политические изменения не сопровождаются экономическими потрясениями, финансовым коллапсом или полуколлапсом, и все происходит в условиях экономической, макроэкономической стабильности. В 2018 году экономический рост составил 5,2%, но я хочу подчеркнуть, что в 2018 году в проекте бюджета, который был принят предыдущим правительством и предыдущим НС, прогнозируемый экономический рост составлял 4,5%. По сути, в 2018 году в условиях таких глобальных политических потрясений правительству удалось перевыполнить план, который лежал в основе разработанного предыдущим правительством бюджета на 2018 год”.
В связи с этим премьер подчеркнул: государственный бюджет в 2018 году выполнен, по результатам исполнения бюджета у правительства Республики Армения нет невыполненных обязательств, все обязательства правительства выполнены.
“По сути, в 2018 году у нас был низкий инфляционный фон. Я хочу это тоже подчеркнуть, потому что помню, что основной темой, обсуждаемой в прессе и социальных сетях в августе-сентябре, была инфляция, и было озвучено много негативных прогнозов в этом отношении. Прогнозировалось, что будут инфляционные шоки и исходящие из этого риски, но нам удалось, в том числе путем принятия некоторых чрезвычайных мер, сдержать инфляцию и по итогам года добиться дефляции”, — отметил премьер-министр.
По его словам, по сути, ничего экстраординарного не произошло: есть небольшие недовыполнения по части расходов — запланированные на 2018 год удалось выполнить не полностью, что связано с несколькими проблемами, в том числе борьбой с коррупцией. “И сегодня есть крупные кредитные программы, осуществляемые в рамках кредитных программ проекты, по которым у нас много вопросов, возбуждены уголовные дела, и лейтмотивом возбуждения этих уголовных дел является то, что мы считаем, как раньше я неоднократно говорил, что средства государственного бюджета, в том числе кредитные средства, должны быть расходованы максимально эффективно, и в результате этих расходов граждане Армении должны быть уверены, что получают максимальную эффективность, максимальное качество, которого можно было ожидать”, — подчеркнул премьер-министр.
Коснувшись уроков 2018 года, Никол Пашинян сказал: “Все, что я описал, было, конечно, результатом усилий правительства, политических сил, парламента, но макроэкономическая стабильность, которую удалось сохранить, имеет две основные причины. Первая причина, которую я хочу отметить и о которой я говорил и ранее, заключается в следующем: мы должны с удовлетворением отметить, что в Армении есть некоторые состоявшиеся институты, и эти состоявшиеся институты сыграли свою роль в период бархатной революции и показали, что они могут обеспечить функционирование государственной системы, независимо от политических потрясений. Это очень хорошая новость.
Второй причиной является бархатный характер революции в Армении, который за это время неоднократно подвергся и продолжает подвергаться критике. Много говорится о том, что в политических изменениях много “бархата”, что революция должна быть намного жестче. Конечно, возможно и так, но особенность ситуации в том, что правительство решает не одну-единственную проблему. Правительство в рамках своей деятельности должно решать множество проблем. Я сравниваю деятельность правительства с весами со множеством чаш или маятником. То есть, если у обычных весов есть две чаши, то деятельность правительства имеет множество чаш, и если баланс одной из этих чаш будет непропорционально нарушен, у нас неизбежно будет коллапс в других сферах”.
Подчеркнув, что правительство, политическое большинство, на которое оно опирается, поставило перед собой задачу соблюдать баланс, не терять равновесие ни в какой области, премьер сказал: “Конечно, мы могли бы иметь двузначный, трехзначный, четырехзначный рост в результате статистических показателей задержанных, арестованных и осужденных лиц в Армении, но это неизбежно сказалось бы на показателях. Я имею в виду, что макроэкономическая стабильность, которую мы сохранили, очень важна, и показатели первых четырех месяцев текущего года подтверждают это. По сути, мы перевыполнили не только поставленные предыдущим правительством цели, но и свои же прогнозы. Помните, когда в прошлом году обсуждался бюджет этого года, было высказано много критических замечаний относительно целей экономического роста, и тогда мы сказали, что у нас консервативное целеполагание, но, естественно, наши цели гораздо выше? Я рад отметить, что в результате этой сбалансированной политики мы имеем рост ВВП на 7,1% за первый квартал. Хочу подчеркнуть, что это не показатель экономической активности, а совокупный показатель ВВП. По данным на апрель, индекс экономической активности составил 9,2%”.
Высказав убеждение, что это результат совместной работы, это результат не только деятельности правительства, но и сотрудничества правительства и парламента, в том числе с оппозиционными коллегами, ибо парламентские дебаты, порой очень острые, премьер сказал: “Думаю, что в условиях демократии та энергия, которая должна стимулировать нас к прогрессу, формируется в результате именно этих дебатов, этих критических замечаний. Действительно, если мы хотим иметь демократическую страну, мы должны, во-первых, научиться жить в такой среде, а, во-вторых, усовершенствовать эту культуру общения. Мы должны быть более профессиональными, уважительными друг к другу в своих формулировках и в ходе высказывания и принятия критики. Я не сомневаюсь, что парламент и те обсуждения, которые проходят в разных форматах, являются именно той средой, где формируется энергия, которая должна обеспечить дальнейший прогресс. В этой связи, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить наших парламентских коллег за наше сотрудничество в течение этого времени”.
Отметив, что в контексте выполнения бюджета также важно поговорить об атмосфере и среде, которые мы имеем и хотим иметь в Армении, Никол Пашинян акцентировал приверженность ценностям, провозглашенным во время ненасильственной бархатной революции.
“В Республике Армения победила революция любви и солидарности, и для нашего правительства важной задачей было и остается внедрение ценностей этой революции в Армении в качестве постоянной системы общественных отношений и системы ценностей. Одной из самых больших задач для нас изначально было и остается формирование свободного от насилия общества. Я думаю, что в Армении сегодня сформирована именно такая среда. Армения — страна, свободная от насилия, и мы должны институционально закрепить видение и логику свободного от насилия общества, и пропаганда насилия, остатки которой есть в Армении, по-моему, является послешоковым явлениям, и нет никаких сомнений в том, что пропагандирующие насилие и действующие посредством насилия силы и отдельные лица, независимо от того, являются ли они сторонниками правительства или оппозиции, будут вытеснены из общественной и политической жизни Армении. Конечно, в том случае, если процесс вытеснения произойдет в результате общественных процессов, то это будет одна история и процесс, а если на эти явления отреагируют правоохранительные органы — совсем другой процесс”, — сказал Никол Пашинян, отметив необходимость сделать при поддержке парламента все, чтобы в этом плане работа правоохранительных органов была эффективной.
“Я хочу четко заявить, что, как премьер-министр и человек, получивший этот статус в результате ненасильственной бархатной революции, я решительно осуждаю любые проявления насилия. Еще раз говорю, что, независимо от того, делается ли это сторонником правительства, сторонником власти или наоборот, любая пропаганда насилия, любой случай насилия, любое проявление насилия, любое проявление ненависти не должно и не может иметь места в Армении. Думаю, в этом смысле в Армении существует общественный консенсус, и он должен проявляться также в работе государственных органов”, — сказал он.