Армянские прыгуны в воду готовятся к участию в мировом Гран-при в Мадриде, который станет для них вторым международным турниром в текущем сезоне и ознаменует старт серии важных соревнований, призванных проложить им дорогу на олимпийские игры. В испанскую столицу они отправились после двухнедельных тренировок, последовавших чемпионату страны. Именно с этого мы начали беседу с главным тренером национальной сборной Грачья Чандиряном.
— С каким настроением вы отправляетесь на этот турнир, в котором, как анонсируют организаторы, ожидается сильнейший состав участников за последние 25 лет?
— Откровенно говоря, меня беспокоят некоторые проблемы, связанные с подготовкой наших ребят. На турнир едут Лев Саргсян и Владимир Арутюнян, между которыми и завязалась основная борьба на недавнем чемпионате Армении. Хотелось бы сказать несколько слов о первенстве страны, которые прольют свет на причину моего беспокойства. Оба выступили с травмами, не позволившими им полностью выполнить намеченную программу, которую мы смогли собрать на 90 процентов. К тому же они воздержались от исполнения прыжков в 4,5 оборота с вышки, потому что в условиях нашего бассейна это просто небезопасно. При этом не обошлось без курьеза: Саргсян, представший во всех трех дисциплинах с более сложными прыжками, в итоге уступил чемпионство Арутюняну.
— Как же так вышло?
— Во-первых, свои корректировки внесла травма спины. А, во-вторых, его подвела излишняя самоуверенность, поскольку даже при выполнении программы на 70 процентов Саргсян безусловно стал бы чемпионом. Лев допустил проколы при выполнении ключевых упражнений, а Владимир за счет выбора менее сложной программы и ее безукоризненного исполнения обошел соперника. В целом, я ожидал более напряженного соперничества.
— Получается, что ребята едут в Мадрид травмированные и с неполноценной подготовкой?
— Ну, кое-что, конечно, удалось поправить. Кроме того, до старта в нашем распоряжении будет несколько дней для занятий в местном бассейне. В этом сезоне основную ставку мы намерены сделать именно на этих двух спортсменов, поэтому будем работать до седьмого пота. После Гран-при у нас будет практически столько же времени на внесение последних штрихов и, скорее всего, на подготовку ко Всемирной универсиаде. Если же воздержимся от участия в студенческих играх, то у нас будет около месяца на подготовку к чемпионату мира, на который я возлагаю особые надежды. Не исключено, что на чемпионате мира или Европы в синхронных прыжках с 3-метрового трамплина компанию брату составит Азат Арутюнян. Менее вероятно привлечение к участию в этих чемпионатах Вардана Баяндуряна: целесообразность его вызова в сборную в этом году я намерен дополнительно обсудить с ним. Дело в том, что он тренируется в бассейне московского спорткомплекса “Олимпийский”, который летом не функционирует. В связи с этим у Вардана возникнут определенные проблемы с организацией тренировок, я же практически до середины августа буду сосредоточен на обеспечении участия остальных ребят в международных соревнованиях.
— Вы можете сформулировать основную задачу ваших подопечных на этот сезон?
— Думаю, Владимир и Лев способны стать призерами соревнований по синхронным прыжкам на предстоящем Гран-при, универсиаде и чемпионате Европы, а в индивидуальном зачете пробиться в финал мирового первенства и завоевать олимпийскую путевки, если не получат новых травм и обстоятельства сложатся удачно. Такова наша программа-максимум. В противном случае, последняя возможность попасть на олимпиаду им предоставится на розыгрыше Кубка мира в апреле следующего года.
— Вернемся к чемпионату Армении. Удалось ли взять на заметку перспективных ребят?
— В этом году число участников первенства приблизилось к четырем десяткам. Это больше, чем в прошлом году. А недостатка в талантах у нас никогда не было — другой вопрос, что не все связывают свое будущее со спортом. Поэтому я не стану выделять кого-либо. Отрадно, что есть много перспективных спортсменок, но я опять-таки не уверен, что они останутся в спорте. В этом чемпионате я придавал важное значение участию еще двух спортсменов, которых собирался заявить на молодежный чемпионат Европы. Однако они только на 60-70 процентов справились с поставленной им задачей и поэтому вынуждены будут отложить свой международный дебют.