Нездоровая атмосфера, царящая в Федерации тхэквондо Армении в последние годы, в конце прошлой недели выплеснулась протестом на улицы Еревана. Катализатором процесса, переполнившего чашу терпения ведущих специалистов страны, стали тайные выборы руководителя организации. В разрешение кризиса, возникшего, к слову, при полном безразличии спортивного руководства республики, наконец-то вмешалось отраслевое министерство.
Ответственный за эту сферу Габриэл Казарян заявил прессе, что собирается добиваться отмены итогов выборов. А президент клуба “Торк”, бывший главный тренер национальной сборной Армении Арсен Аветисян раскрыл нашему корреспонденту скандальные подробности закулисной деятельности федерации.
— Что же вызвало столь бурную волну негодования?
— В последние 12 лет руководство федерации постоянно запугивало и игнорировало многих тренеров. Такая ситуация сложилась после избрания президентом федерации сына скандально известного генерала Манвела — бывшего мэра Эчмиадзина Карена Григоряна. Перед избранием он давал немыслимые обещания, заверяя, что всегда будет открыт к общению и, вообще, развернет публичную деятельность. На деле же все сделал с точностью до наоборот. Практически сразу единоличным решением назначил своего зятя главным тренером сборной Армении, хотя тот не имел для этого абсолютно никаких достоинств. В 2007-2018 годах президиум федерации собирался всего 1-2 раза. Все это, естественно, вызвало недовольство специалистов. Разве нормально, когда президент федерации даже не интересуется проблемами и, в целом, ситуацией в возглавляемом им виде спорта? А ведь до Карена Григоряна в нашей федерации царила здоровая рабочая обстановка, и все вопросы решались консенсусом. Я сам до этого два года был исполняющим обязанности президента федерации и 8 лет проработал вице-президентом.
— А пытались ли тренеры и руководители клубов встретиться с Кареном Григоряном, поднять волнующие их вопросы?
— Вы просто не представляете, какая в действительности царила обстановка. Для того, чтобы встретиться с ним, нужно было задействовать посредников, потом часами дожидаться в приемной, рискуя быть отказанным в аудиенции. Для нормальных людей это унизительно. Он просто назначил своего зятя смотрящим, а сам умыл руки. Тогда как президент федерации обязан хотя бы раз в 1-2 месяца проводить совещания, чтобы ознакомиться с ситуацией и найти решение возникающих проблем. А он со свитой приезжал в конце соревнований, раздавал медали и тут же уезжал. При этом, в отличие от других видов спорта, национальные чемпионаты которых проводятся в больших залах при соответствующих условиях, первенство по тхэквондо организовывалось в одном из обветшалых спортшкол Эчмиадзина только потому, что не нужно было платить за зал. Сами соревнования проходили в присутствии участников и в лучшем случае их малочисленной родни. С таким подходом ни о какой пропаганде этого вида спорта не могло быть и речи. А зять Геворг Даниелян, не подготовивший за свою жизнь хотя бы одного чемпиона Армении, ухмылялся в ответ на недовольство специалистов. Да что уж там, после апрельских событий 2016 года он упорно пытался отговорить членов сборной от поездки на международный турнир, не скрывая, что опасается за их возможное поражение от азербайджанских спортсменов. Вы представляете такого главного тренера национальной сборной?
Многие члены сборной лучше него разбираются в тхэквондо и не раз вступали с ним в полемику относительно методов тренировок. Как правило, с недовольными обращались грубо и больше не вызывали в сборную. Тренер распоряжался со сборной, как со своей собственностью, самолично определяя состав. А уж воспитанников неугодных ему тренеров и вовсе не брал на сборы. С таким подходом столкнулся и мой ученик Ншан Шанлян, ставший в прошлом году вице-чемпионом Армении. Главный тренер сборной даже не осознавал, что тренировочный процесс только выиграет от большого числа участников, позволяющего проводить многочисленные спарринги. Я не думаю, что его вообще интересовало состояние сборной.
— Главного тренера национальной команды?
— Да, и я готов ответить за свои слова. Многие ребята из-за него расстались со спортом, поскольку он всячески препятствовал им. Приведу несколько фактов. У меня тренировались братья Вреж и Андраник Петросяны, последний из которых в 2003 году стал бронзовым призером молодежного первенства Европы. Сразу после этого его грубо засудили в чемпионате Армении. Наставник сборной в нарушение регламента категорически запретил специалистам и судьям разобраться в эпизоде с помощью видеоповтора, хотя федерация официально проводила съемки. Андраник от обиды навсегда ушел из спорта. В отместку главный тренер сделал все, чтобы помешать и Врежу Петросяну, занявшему 5 место на чемпионате Европы 2010 года. Представьте, что Федерация тхэквондо Армении никак не желала оформить одному из лидеров сборной страны службу в спортивной роте, на что парень имел полное законное право, исходя из своего результата. Абсурд дошел до того, что они потребовали представить официальное заверение европейской федерации о том, что Вреж занял 5 место на континентальном первенстве. Когда я обратился в европейскую организацию с такой просьбой, то они даже онемели. Сначала заявили, что в XXI веке такая информация доступна в интернете, а потом все же подготовили столь курьезный документ. Таким образом, мы смогли устроить Врежа в спортроту. Однако уже на следующем чемпионате Армении федерация учинила ему конкретные препятствия. Некоторые судьи в приватном разговоре даже признались, что руководство федерации поручило им всячески препятствовать победе моих подопечных в чемпионате. Узнав об этом, Вреж не сдержался и, потеряв самообладание, прямо на татами послал их… За это перспективного спортсмена обвинили чуть ли не в госизмене и дисквалифицировали на 2 года. Я обратился даже в Министерство спорта, но там, не желая связываться с генералом Манвелом, который был почетным президентом федерации, спустили дело на тормозах.
Федерация чинила препятствия и Сергею Вардазаряну, отказываясь отправлять лучшего на тот момент тхэквондоиста страны на чемпионат Европы. Потом выяснилось, что его место на первенстве обещали другому спортсмену, который потом сам рассказал об этом. У нас даже сохранилась аудиозапись той беседы. И только под давлением фактов федерация сменила решение.
— Такое отношение проявлялось только к вам или к другим тренерам тоже?
— А вы пообщайтесь с ними — узнаете много интересного. Хуже всего обращались с людьми, которые открыто высказывались о происходящем в федерации и, даже, стране. Зятя Геворга всегда раздражало то обстоятельство, что мои подопечные были лучшими. Однажды он даже не сдержался и посетовал на то, что журналисты общаются только со мной. Постепенно он привел в федерацию своих людей, еще более обострив отношения с коллегами. Дошло до того, что спортсменов полицейскими методами заставляли уходить из нашего клуба, угрожая, что в противном случае федерация не позволит им служить в спортроте и отправит на передовую. Аналогичные проблемы были и с ребятами абовянской спортшколы, клубов “Хваранг” и “Олимпик”. А когда Айказ Самвелян стал бронзовым призером чемпионата Европы, то вместо его личного тренера звание заслуженного тренера присудили Геворгу Даниеляну.
— Каким вы представляете выход из сложившейся ситуации?
— В первую очередь, необходимо незамедлительно провести открытые и честные выборы нового руководства национальной федерации. Вместо этого они провели тайные выборы, не проинформировав об этом никого, даже Министерство спорта. Избрали своего ставленника. Сложившаяся ситуация является результатом произвола и противозаконных действий руководителей федерации, о которых спортивные структуры страны были прекрасно осведомлены, но ничего не предпринимали, чтобы не иметь лишних хлопот. Неужели наверху не знали, что федерация сделала все, чтобы не отправить наших ребят на чемпионат мира? Вот пусть поинтересуются, почему это произошло и армянские тхэквондоисты лишились возможности побороться за рейтинговые очки в зачет олимпийских игр.