Двадцать пять лет прошло со дня вступления в силу Cоглашения о полном прекращении огня и военных действий, заключенного Арцахом, Арменией и Азербайджаном. Юбилейную дату отметили заявлениями все стороны азербайджано-арцахского конфликта — Арцах, Азербайджан, Армения и сопредседатель Минской группы ОБСЕ Россия, при прямом посредничестве которой и был подписан этот документ. В Арцахе по этому поводу по инициативе МИД республики была организована конференция с участием представителей внешнеполитического ведомства, парламента страны, Армении, а также экспертов из двух армянских государств и России. В конференции в качестве почетного гостя участвовал бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Владимир Казимиров.
Выступая на конференции, глава МИД Арцаха Масис Маилян подчеркнул, что бессрочное трехстороннее Соглашение от 12 мая 1994г., фактически, является единственным ощутимым достижением в процессе урегулирования конфликта, благодаря которому был положен конец войне, развязанной Азербайджаном против Арцаха, и конфликт перешел в политико-дипломатическое русло. Таким образом, были созданы условия для того, чтобы стороны при содействии международных посредников могли сконцентрировать свои усилия на поиске путей окончательного урегулирования конфликта посредством переговоров. Он также подчеркнул, что арцахская сторона всегда была привержена обязательствам, взятым на себя Соглашением от 12 мая 1994г., а также неоднократно выступала с различными инициативами по обеспечению необратимости мирного процесса. В качестве примера глава МИД отметил готовность властей Арцаха предоставить международным посредникам данные с системы видеоконтроля над ситуацией на границе и добавил, что указанная система может стать составной частью международного механизма контроля над режимом прекращения огня. В этом контексте Масис Маилян подчеркнул также необходимость реализации договоренностей, достигнутых по итогам саммитов в Вене и Санкт-Петербурге, состоявшихся после апрельской войны 2016 года.
Особое внимание глава МИД Арцаха уделил вопросу, касающемуся линии разграничения противоборствующих войск, которая была зафиксирована всеми тремя сторонами при посредничестве Министерства обороны России в качестве составной части режима прекращения огня. Следовательно, выполнение соглашения о прекращении огня означает также восстановление согласованной сторонами линии прекращения огня, которая была нарушена Азербайджаном в апреле 2016г. Масис Маилян выразил убеждение, что сочетание и взаимодополняемость дипломатического и военно-политического условий — восстановление прямых трехсторонних переговоров и укрепление режима прекращения огня и обеспечение необратимости мирного процесса — создадут необходимые предпосылки для реального прогресса в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и обеспечения долгосрочной стабильности на Южном Кавказе.
В принятом по итогам конференции заявлении отмечается, что Соглашение от 12 мая 1994г. по сей день остается единственно значимым достижением в процессе урегулирования конфликта, которое стало возможным благодаря усилиям посреднической миссии РФ во главе с послом Владимиром Казимировым, который с 1995г. был также сопредседателем МГ ОБСЕ. “Российская Федерация первой признала Арцах в качестве одной из трех сторон конфликта. Этот прагматичный подход, впоследствии нашедший отражение в документах Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, позволил каждой из сторон конфликта напрямую представлять свои интересы на переговорах, перейти от формальных вопросов к содержательным обсуждениям, что в конечном итоге и обеспечило заключение Соглашения о полном прекращении огня и военных действий”, — отмечается в заявлении.
Участники конференции указали, что спустя 25 лет поддержание прочного мира в зоне конфликта сохраняет свою актуальность. “Считаем, что достижение этой цели невозможно без надежного закрепления режима прекращения огня и реализации мер доверия, что позволит исключить рецидив широкомасштабных военных действий апреля 2016 года, которые привели к гибели сотен человек с обеих сторон. Алгоритм успеха очевиден: восстановить подлинный, трехсторонний формат переговоров, как это было в 1994 году, последовательно укреплять режим прекращения огня, в том числе посредством выполнения Венских, Санкт-Петербургских и Женевских договоренностей 2016 года, предусматривающих внедрение международного механизма расследования нарушений перемирия и увеличения численного состава офиса Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ с целью расширения его возможностей по мониторингу ситуации на линии соприкосновения”, — подчеркивается в заявлении.
МИД Армении в своем заявлении подчеркивает, что на фоне продолжительных нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана, в особенности агрессии против Арцаха в апреле 2016 года, соглашения о прекращении огня 1994-1995гг. остаются актуальными и являются единственной прочной основой против применения силы или возобновления военных действий, которые будут иметь разрушительные последствия для всех народов региона. “В совместном заявлении от 16 мая 2016 года сопредседатели Минской группы ОБСЕ вновь подтвердили свою поддержку и подчеркнули важность соблюдения соглашений о прекращении огня 1994-1995гг. Армения остается строго приверженной соблюдению буквы и духа этих соглашений. Более того, соглашения 1994-1995гг. остаются стержнем для отказа от применения силы и для создания атмосферы, способствующей реальному прогрессу в переговорах по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта в рамках международно признанного формата посредничества сопредседателей МГ ОБСЕ”, — говорится в заявлении. МИД РА отмечает, что достигнутые в Душанбе в сентябре 2018г. соглашения о соблюдении режима прекращения огня демонстрируют важность политической воли для поддержания режима прекращения огня и снижения рисков эскалации: “В результате недавних инцидентов нарушений режима перемирия два солдата Армии обороны Нагорного Карабаха и один солдат Вооруженных сил Армении получили тяжелые ранения на линии соприкосновения и вдоль границы, соответственно. Эти прискорбные инциденты требуют восстановления приверженности режиму прекращения огня и его усилению. Конкретные меры, в частности, те, которые были согласованы в ходе саммитов 2016 года в Вене и Санкт- Петербурге, должны быть реализованы”. 25-летие установления режима прекращения огня свидетельствует о действительности и устойчивости соглашений в трехстороннем формате 1994-1995гг., а также говорит о важности полного вовлечения Арцаха в процесс урегулирования для достижения длительного и устойчивого решения конфликта, подчеркивается в заявлении.
МИД России со своей стороны указывает на сложность процесса урегулирования: “Он переживает взлеты и падения. Требуются время и политическая воля его участников, чтобы прийти к согласию по ключевым аспектам урегулирования. Мы видим готовность сторон к продолжению совместной работы, направленной на достижение устойчивого мира. Об этом, в частности, свидетельствуют итоги недавней встречи лидеров Армении и Азербайджана в Вене и переговоров мининдел в Москве. Со своей стороны, будем оказывать активное содействие Баку и Еревану в поиске компромиссных развязок. Как и прежде, продолжим предпринимать последовательные посреднические усилия в рамках сопредседательства в Минской группе ОБСЕ совместно с США и Францией”.
Этой “сложностью”, видимо, объясняется тот факт, что, как отметил премьер-министр Армении Никол Пашинян, за прошедшие 25 лет “перемирие не превратилось в мир”. Посол Владимир Казимиров согласен с тем, что бессрочный характер Соглашения не привел к установлению реального перемирия, не говоря уже о мире. Основную вину за это российский дипломат возлагает на Азербайджан, власти которого пытаются убедить свой народ в возможности отобрать у армян все. Не видит Казимиров и перспективы урегулирования без участия Арцаха в процессе, призванном определить его судьбу. Однако как вернуть Арцах за стол переговоров, никто не говорит, опять же кивая в сторону упорствующего в нежелании вести диалог со Степанакертом Баку.