В детско-юношеском спорте Армении накопилось немало вопросов, требующих тщательного изучения. Во всяком случае, так считает серебряный призер чемпионата Европы 2003 года по борьбе греко-римского стиля, участник трех олимпийских игр Левон Гегамян, ныне возглавляющий гюмрийский филиал общественной спортивной организации “Трудовые резервы” и спортшколу Ахуряна. Свою позицию он озвучил в беседе с нашим корреспондентом.
— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы в детско-юношеском спорте в нашей стране?
— Я, пожалуй, выделю проблемы, существующие в своем родном виде спорта. В Армении проводится очень мало соревнований среди борцов до 16 лет. По этому аспекту мы заметно отстаем от всех борцовских стран. К примеру, в России для спортсменов подросткового возраста периодически организуются различные турниры, сборы, лагеря и прочие мероприятия. А у нас ребята этого возраста в основном обделены вниманием. Результаты значительно возрастут, если в нашей стране тоже будет сформирована такая система. Сегодня в и без того редких республиканских соревнованиях обычно участвуют до 500 борцов в возрасте 13-15 лет. А в старших возрастных категориях число участников постепенно сокращается. Так, к юношеским соревнованиям привлекаются уже 200-250 борцов, молодежным — 80-90, а в турнирах взрослых набирается и того меньше спортсменов. Армянские подростки еще реже участвуют в международных соревнованиях. В этой возрастной категории проводятся чемпионаты Европы, всемирные игры школьников, для обеспечения участия в которых государство, по крайней мере в прошлом году, ничего не предприняло.
— Чем обусловлено постепенное сокращение числа спортсменов?
— Прежде всего тем, что к 18 годам ребята призываются в армию. В связи с этим мы недосчитываемся около 90 процентов перспективных атлетов. Думаю, было бы правильней, если бы победители и призеры чемпионатов Армении по борьбе призывались на воинскую службу не в 18, а в 20 лет, чтобы могли к этому времени полностью проявить свой потенциал. Тех, кто не добьется соответствующих результатов, можно спокойно брать в армию. Таким образом, мы сохраним для отечественного спорта наиболее одаренных спортсменов. Да, в первые несколько лет наша армия недосчитается 100-200 солдат, что вряд ли отразится на ее боеспособности, но зато у нас появится шанс серьезно подстегнуть развитие спорта. Я, конечно, в курсе, что чемпионы и призеры мировых и европейских первенств по закону получают отсрочку от службы в армии сроком на 4 года, но ведь не всем перспективным спортсменам удается к призывному возрасту добиться столь высоких результатов. Это отнюдь не означает, что у них нет таланта или потенциала. Просто одни спортсмены раскрываются рано, а другие — попозже.
— С какими проблемами сталкиваются тренеры, работающие в спортшколах?
— Основная проблема, с которой сегодня, к сожалению, сталкиваются люди почти всех профессий в нашей стране, заключается в том, что многие вынуждены работать по совместительству — причем часто не по специальности. Естественно, это сказывается на качестве работы, но мы не можем их упрекать, так как зарплату тренеров трудно назвать достойной. Понятно, что их деятельность станет более эффективной, если люди получат возможность сконцентрироваться на основной работе, а не растрачивать свою энергию, время и способности в разных местах. Зарплата тренеров (я говорю не о заслуженных) должна быть от 200 тысяч драмов, чтобы они, обеспечив свои минимальные потребности, посвятили себя повышению репутации страны. К тому же многие из них, особенно те, кто работают в регионах, обычно не имеют возможности выезжать со своими подопечными на чемпионаты мира, Европы и другие международные соревнования. Между тем, это просто необходимо для плодотворной организации учебно-тренировочного процесса. Специалист должен иметь возможность воочию проследить за выступлением своего воспитанника, чтобы потом на основе объективного анализа разработать меры по повышению его мастерства. К тому же не секрет, что многие спортсмены воспринимают прежде всего наставления своих личных тренеров. Вы будете удивлены, но в Гюмри, по праву считающемся городом борцов, за последние 10-15 лет не проводились сборы, к которым могли бы примкнуть наши тренеры и спортсмены. Посему, думаю, спортшколам нужно предоставить более широкие полномочия, а не всячески сужать сферу их деятельности. Тогда, уверяю вас, результат не заставит себя ждать.
— Может, вы и правы в своем анализе, но загвоздка в том, что спортшколы в нашей стране имеют разную подчиненность и финансируются из разных структур. Как вы представляете решение этой проблемы, учитывая, что, к примеру, сельский муниципалитет вряд ли сможет обеспечить своим тренерам те же условия, что, скажем, министерство спорта?
— Пожалуй, наиболее оптимальным решением будет установление единой государственной ставки по зарплате. Наверно, все же можно найти механизмы реализации такой программы или хотя бы свести к минимуму разницу в размере зарплат тренеров разных спортшкол. И пусть специалист сам выбырает, где ему наиболее выгодно работать. Но, главное, чтобы он работал в одном месте и обеспечивал необходимый результат. Я, конечно, не бухгалтер, но, по моим подсчетам, при систематизированном подходе государственных средств, выделяемых на спорт в Армении, вполне хватит для решения большинства задач. Можно, например, провести ревизию и привести в порядок зарплатные ведомости спортивных структур, избавившись от недобросовестных сотрудников и людей, которые просто не работают.
— Специалисты отмечают также, что на эффективную работу спортшкол влияет отсутствие государственных учебных планов и нормативов по разным видам спортам. Что вы думаете по этому поводу?
— Я опять-таки могу рассуждать про свой вид спорта, поскольку лично разработал план развития для своей спортшколы, которым и руководствуюсь. В Армении греко-римская борьба имеет серьезные традиции, накоплен опыт, который чрезвычайно полезен в нашей работе. Тем же методом можно руководствоваться и при составлении планов в других видах спорта. Если мы хотим развивать в нашей стране спорт, то необходимо, чтобы спортивные руководители лично посещали спортзалы, на месте знакомились с условиями тренировок, посещаемостью данных спортшкол и, соответственно, определяли размер и форму их поддержки.
— И что они увидели бы, к примеру, в руководимой вами спортшколе?
— Думаю, были бы приятно удивлены, так как я по своей инициативе, иногда и на свои средства, а также при поддержке спортсменов и их родителей смог приобрести необходимый спортинвентарь и создать нормальные условия для занятий. Пожалуй, нам не помешала бы только хорошая штанга, которую в Армении трудно найти. Те же условия мы создали и в спортзале общества “Трудовые резервы”. Самое главное то, что все это исправно служит детям, и у нас нет проблем с посещаемостью. Уже успели подготовить чемпионов страны, призеров юношеских чемпионатов мира и Европы. Надеюсь, скоро у нас появятся и медалисты соревнований среди взрослых.