Если на начальном этапе евразийской интеграции главной задачей было расширение производственной кооперации и рост экономического потенциала стран ЕАЭС, то сейчас, судя по протекающим процессам, ведется активная работа уже и по формированию экономического партнерства Союза с третьими странами. Главная идея в том, чтобы объединить промышленные потенциалы стран Евразийского союза для производства, а далее и экспорта совместного продукта для позиционирования на международных рынках.
Речь, по сути, о создании единых евразийских брэндов, что также можно назвать своего рода промышленной кооперацией. Однако выйти на мировой рынок, как поясняет председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, нужно с такими брэндами, которые были бы узнаваемыми, современными и содержали бы в себе новые технологии.
Эксперты уверяют, что объединенные евразийские брэнды могут стать мощным интеграционным фактором, способствующим реализации экспортного потенциала ЕАЭС в третьи страны. Но что конкретно это даст самому бизнесу? Если вкратце, то открывает для него новые масштабы. Ведь подобный расклад создает для бизнеса возможности участвовать в реализации долгосрочных стратегических проектов и выходить за пределы национальных границ, работая с другими участниками рынка для реализации региональных и глобальных проектов.
Впрочем, любая идея, прежде чем стать реальностью, требует последовательной и кропотливой работы. В данном случае для совместного позиционирования продукции на рынках третьих стран нужны благоприятные условиях для экспорта. Да, в этом направлении уже предпринимаются конкретные шаги. Во-первых, активно ведется работа по формированию широкого экономического партнерства на базе Евразийского экономического союза и китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути. Во-вторых, прорабатываются торгово-экономические соглашения с Египтом, а также с Индией, Ираном, Израилем, Монголией, Южной Кореей, Камбоджей, Сингапуром. Кроме того, уже вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, предполагающее обнуление пошлин на 90% товаров, что позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза.
По семи направлениям
Теперь же, как стало известно по итогам состоявшегося на днях в Ереване очередного заседания Межправительственного совета ЕАЭС, Коллегия ЕЭК получила поручение Высшего совета ЕАЭС провести переговоры и подготовить соответствующие документы по семи направлениям создания зон свободной торговли. О том, насколько эффективны механизмы зоны свободной торговли, глава Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян рассказал на примере действующего договора о зоне свободной торговли с Вьетнамом, отметив, что ежегодно торговля с этой страной растет в двузначных цифрах.
“Это свидетельствует о том, что подобный механизм является реальным стимулятором увеличения торговли. К тому же это означает, что есть потенциал для экономического роста. А вьетнамский рынок очень большой и динамично развивающийся, при этом он интересен в том числе и для армянских производителей”, — обрисовал ситуацию г-н Саркисян.
Параллельно с вьетнамским рынком на сегодня уже достигнуто временное соглашение ЕАЭС с Ираном, ведущее к образованию зоны свободной торговли. Правда, пока это будет некоей “урезанной” зоной свободной торговли, поскольку в документе охвачены лишь те товарные группы, где у сторон есть существенные взаимные интересы и где не мешают санкции против Ирана. Срок действия этого соглашения — три года, чтобы суметь за это время осмотреться, оценить результаты действия соглашения и тогда уже двигаться к полноценной ЗСТ.
“Почти во всех наших странах это соглашение ратифицировано, а в Казахстане находится на подписи у президента. После этого наши иранские коллеги ратифицируют его, и документ вступит в силу”, — уточнил председатель Коллегии ЕЭК, добавив, что в вопросе Ирана процесс несколько осложняется, поскольку ранее во время переговоров нового санкционного пакета в отношении этой страны не было.
Сейчас, конечно же, новые санкции внесут определенные коррективы для хозяйствующих субъектов, оказывая свое влияние на технологии осуществления торговых сделок и финансовых операций с иранскими коллегами. Но, с другой стороны, по мнению г-на Саркисяна, санкции против Ирана создают дополнительные возможности. Прежде всего это касается Армении, которая может воспользоваться своим географическим положением и предложить определенный набор инструментов по увеличению товарооборота ЕАЭС с Ираном в качестве моста.
Еще одно соглашение о зоне свободной торговли подготовлено с Сербией. Особенно актуально оно может стать для Армении и Киргизии, потому что три страны Евразийского экономического союза — Россия, Белоруссия и Казахстан — уже имеют двустороннее соглашение о зоне свободной торговли с Сербией. Сейчас предстоит распространить действие документа уже на весь Союз, и, как пояснил г-н Саркисян, “мы близки к завершению этого договора”.
Помимо этого прорабатываются также соглашения о формировании зоны свободной торговли с Сингапуром, Индией и Египтом. “Переговорные треки сейчас продолжаются, и одновременно идет переговорный трек с Израилем. По всем этим семи направлениям Высший совет ЕЭК дал нам поручение проработать, провести переговоры и подготовить соответствующие документы. Мы будем поэтапно представлять их на утверждение”, — заявил глава Коллегии ЕЭК.
Европейский бизнес заинтересован
Впрочем, в ЕАЭС сейчас работают над налаживанием контактов не только с АСЕАН, ШОС, но и с Евросоюзом. Последний, по словам г-на Саркисяна, заинтересован в создании механизмов сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, которые обеспечат комфортные условия для бизнеса. До недавнего времени именно ЕС был основным торговым партнером Союза, но из-за определенных политических факторов вектор сейчас больше направлен на азиатское направление, по которому у ЕАЭС уже имеется серьезное продвижение.
Как результат — впервые в этом году торговля с азиатскими странами по своим показателям превзошла торговлю с Евросоюзом. И все же ЕС стремится к сотрудничеству с ЕАЭС, чтобы создать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов. Речь, по сути, идет о стандартах, технических регламентах, нормативных документах и антидемпинговых расследованиях.
“Мы действительно добились того, что нас признали в качестве субъекта, и со стороны ЕС было политическое заявление о начале технического диалога с нами. Есть первый шаг в этом направлении, что позволяет нам на техническом уровне, на уровне наших министров, руководителей департаментов работать с Европейской комиссией по этим вопросам”, — изложил суть дела г-н Саркисян.
Всего этого, естественно, недостаточно. Тем более, продолжил он, представители европейского бизнеса, которые осуществляют поставки на территорию ЕАЭС, сильно заинтересованы в сотрудничестве. Но их интересы не учитываются из-за отсутствия политического взаимодействия.
“Наши европейские коллеги постоянно заявляют, что заинтересованы в диалоге. Однако вследствие определенных политических вопросов полномасштабного диалога пока еще нет”, — констатировал председатель Коллегии ЕЭК, пояснив при этом, что диалог будет развиваться по мере того, как будет укрепляться сам ЕАЭС.