В связи с жестоким преступлением, совершенным в городе Гюмри, генеральный прокурор РА Геворг Костанян вчера на встрече с журналистами объяснил причины, почему дело подозреваемого в этом преступлении военнослужащего 102-й Российской базы Валерия Пермякова расследует российская сторона.
Произошло преступление — в том числе, военнослужащий самовольно покинул территорию базы, что является военным преступлением, и как следствие данного преступления совершено еще одно, уже на территории Армении, сказал генпрокурор, добавив, что статья 4 договора о размещении российской базы в Армении гласит, что расследование преступлений, совершенных на территории Армении служащими базы, проводится по законодательству РА, а статья 5 того же договора гласит, что положения статьи 4 не действуют в случаях, когда преступление совершено на территории военной базы, либо если преступление совершено против России или служащих базы, или если совершено военное преступление. То есть когда совершено военное преступление, в этом случае действует законодательство РФ. “По итогам обсуждений с РФ была учтена также Конституция РФ, поскольку здесь предполагается применение законодательства двух стран”.
Господин Костанян отметил, что армянская сторона также возбудила уголовное дело по факту преступления, совершенного на территории Армении и приняла решение о вовлечении в качестве обвиняемого. В этом случае действует законодательство РА. В следственных мероприятиях будет принимать участие заместитель главы Следственного комитета РА.
“Я понимаю чувства людей, но это не тот вопрос, когда надо руководствоваться эмоциями. Мы имеем дело с межгосударственными отношениями. Речь не идет об уступках в юрисдикции, но о международном правовом регулировании”, — отметил, как сообщает NEWS.am, Геворг Костанян.
Напомним, что основной подозреваемый — российский военнослужащий Валерий Пермяков, обнаруженный и задержанный российскими пограничниками вблизи села Баяндур у армяно-турецкой границы.
Днем раньше господин Костанян заявил следующее: “Заверяю, что преступник будет привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Армения, и все мы увидим, будем иметь возможность наблюдать за ходом всей процедуры… Республика Армения будет последовательна в деле привлечения к ответственности любого лица, посягнувшего на гражданина РА”.
Добавим, что Следственный комитет РА проводит всестороннее расследование всех обстоятельств кровавой трагедии, осуществляет необходимые действия по проверке всех версий. Принимаются также меры по выяснению пути бегства военнослужащего РФ, выявлению возможных мест, где он мог скрываться, обстоятельств задержания. Уже назначен ряд экспертиз, приняты меры к выявлению и допросу лиц, обладающих какими-либо сведениями в связи с происшедшим.
Уточним, что, согласно ст.104 Уголовного кодекса РА, орган предварительного расследования привлек российского военнослужащего В.Пермякова в качестве обвиняемого.
В то же время Генеральная прокуратура РА, в соответствии с законодательством РА и международными договорами, принимает меры для обеспечения неизбежности уголовной ответственности за совершенное преступление.
Сообщение в связи с гюмрийской трагедией распространила и Полиция РА. В нем, в частности, говорится, что компетентные подразделения Полиции РА в рамках своих полномочий продолжают осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия с целью всестороннего и полного раскрытия всех обстоятельств преступления, выявления причастных к нему лиц.
“Происшедшее ни в коей мере не следует связывать с армяно-российскими отношениями — это уголовное преступление. Российские пограничники оперативно обнаружили и задержали преступника, что в зимних условиях было отнюдь не легким делом. Эта оперативность, звучащие на самом высоком уровне заверения российской стороны, что преступник будет наказан по всей строгости закона свидетельствуют, что Россия в полной мере осознает серьезность происшедшего, — отметил в интервью газете “Айоц ашхар” экс-министр обороны РА Вагаршак Арутюнян, добавив, что происшедшее настолько беспрецедентно, что позволяет людям муссировать самые разные версии. — Кроме того, найдутся, конечно, люди, способные, пользуясь трагической ситуацией, перенести акценты в поле армяно-российских отношений, внести раскол с целью разжигания в обществе антирусских настроений”.
Действительно, в сложившейся ситуации часть общественности требует (чему активно способствуют отдельные СМИ) передачи преступника под юрисдикцию правоохранительных органов Армении, прекрасно зная, что, согласно законодательству РФ, своего солдата россияне будут судить сами. Вне всякого сомнения, что подобному существу нет места ни в одном обществе.
Автор этих строк родилась и выросла в Ленинакане (ныне Гюмри), где всегда был дислоцирован гарнизон тогда еще Советской армии. Многие местные работали и служили там, как и сейчас. С военными жили в мире, хотя нередки были побеги из части, в том числе и с оружием. Но все завершалось без кровавых инцидентов, беглецов быстро находили и обезвреживали — как правило, не без активного участия местного населения. Что касается последнего — для нас было обычным явлением, что русские солдаты заходили в дом, просили воду, сигареты. Наши армянские парни даже помогали им скрыться от патрулей и возвратиться в часть. Что же произошло на этот раз?
В эти дни мне удалось побеседовать с некоторыми бывшими служащими 102-й российской военной базы. Люди в один голос утверждают, что караульный по определению не может отсутствовать с поста — каждый 15 минут он обязан докладывать, что находится на месте. Сколько он отсутствовал — никто, конечно, не скажет. И еще: ночь с 11 на 12 января в Гюмри выдалась, как свидетельствуют местные жители, очень морозной, даже собак не выпускали на улицу. Какое расстояние он преодолел, пешком или на машине — версии на этот счет, во всяком случае в прессе, крайне противоречивы.
И еще одно хотелось бы сказать: что бы ни потребовал вооруженный солдат — воду, одежду, деньги, — погибшая семья отдала бы безропотно. Что же побудило совершить столь мерзкое преступление?
В обществе кое-кто распространяет версию, что преступник был задержан намного раньше, чем официально сообщается. Но местные жители рассказывают, что ночь с 12 на 13 января выдалась очень беспокойной: армяно-турецкая граница, видная из Гюмри невооруженным глазом, постоянно освещалась ракетами. Вывод сделать нетрудно — поиски продолжались…
Вопросов в этой истории очень много. И ответы на них должно дать следствие. Ясно уже, что армянская сторона будет расследовать обстоятельства жестокого убийства семьи Аветисянов. Нет сомнения, что в этом примет активное участие и российская сторона, помимо расследования преступлений, совершенных Пермяковым на территории базы. Но сделать это возможно только в спокойной обстановке, без излишнего нагнетания страстей. И ответы на все вопросы должны стать доступны широкой общественности.