В начале мая столица Армении впервые примет Международный фестиваль современной культуры и новейших музыкальных форматов “Урвакан” (“Призрак”). Столь удивительное название фестиваля связано с интересом его организаторов к полуразрушенным или покинутым местам города, еще десятилетия назад входивших в число его достопримечательностей.
Проведение фестиваля — это своеобразный смелый ход по “оживлению” этих территорий, часть из которых превратится в городские центры уникального культурного значения и станет местом проведения яркой музыкальной программы фестиваля. Сопровождаемые общественными выступлениями и дискуссиями, специальными арт-инсталляциями и выставками, пунктами общественного питания и многим другим, эти места, как надеются организаторы, вдохновят посетителей своей необычной красотой и побудят раскрыть весь их скрытый и все еще не реализованный потенциал. Одно из таких мест станет главной площадкой фестиваля — это Детская железная дорога, часть территории которой сегодня, скорее, напоминает кадры из постапокалиптического фильма. Пройдя по бесконечному длинному (460 метров) пешеходному туннелю, мы оказываемся в ущелье с горной рекой, посреди покинутого бывшего сада для развлечений — перед красивым розовым зданием станции с яркими витражами, через которые причудливо переливаются лучи солнца, и где стоят пустые вагончики… Этот великолепный и одновременно грустный “сюжет” и собирается изменить фестиваль “Урвакан”, постаравшись оживить одно из красивейших мест в городе. Еще одна цель фестиваля — содействие обмену опытом между местными музыкантами и состоявшимися зарубежными известными артистами, кураторами и независимыми профессионалами музыкальной индустрии.
Фестиваль пройдет с 3 по 5 мая: музыкальная программа “Урвакана” включает в себя текущие проекты более 80 артистов из 22 стран, подчеркивающие современные тенденции звукового искусства, современной электронной, инструментальной, поп и клубной музыки. “Призрачный” фестиваль собирается стать площадкой для представления стилей, жанров и лучших сценических талантов из бывших республик СССР и Среднего Востока, чьи различающиеся голоса пока еще звучат вне мировой музыкальной арены. Программу фестиваля разработали люди, которые действуют “за кулисами” Synthposium, Klammklang, HAYP Pop Up Gallery, Mirzoyan Library, Rabitza, Radio Morpheus, Kond Gallery, Richterfest и других авторитетных, независимых культурных инициатив. Фестиваль откроется мероприятием в концерном зале “Арам Хачатурян”: главное шоу концерта с визуальными эффектами будет ознаменовано ереванской премьерой произведения Sacred Horror In Design иранского композитора, одного из светил иранского андерграунда Ата Эбтекара (Ata Ebtekar), известного под ником Sote. В этом проекте он выступает вместе с Арашем Болоури (Arash Bolouri, сантур) и Бехрузом Пашаи (Behrouz Pashaei, ситара). Они представят оригинальный синтез — электронную музыку, расширенную звучанием народных иранских инструментов.
На открытии также будет представлена работа Topography of Phantom Cities (“Топография городов-призраков”) многопрофильного сибирского артиста и куратора Стаса Шарифуллина (HMOT). Работу, в которой используются графические образцы, основанные на генплане Еревана, представит квартет из известных армянских и российских артистов: Микаэл Восканян (тар), Вардан Арутюнян (электроакустика), московский музыкант Люся Казарян-Топчян (известная как Margenrot) и легенда авангардного джаза времен СССР Сергей Летов.
Основное же место проведения фестиваля, как мы уже говорили — это территория Детской железной дороги: здесь будут открыты пункты питания и ручной работы, объемные арт-инсталляции и три сцены, где выступят более 40 зарубежных артистов.
Сцена “Станция” 4 мая представит живые выступления передовых музыкантов и саунд-артистов, занимающихся “изучением” пространств, находящихся за пределами традиционных музыкальных жанров. В числе прочих здесь выступят иранец Сиаваш Амини (Siavash Amini), француженка из Берлина Джессика Экоман (Jessica Ekomane), с квадрофоническим и сайкоакустическим перформансом. Продолжится концерт более “шумной” частью — выступлением одного из самых радикальных и революционных саунд- артистов Расселл Хасвелл (Russell Haswell). На следующий день на этой сцене выступит передовик междисциплинарных искусств Анна Хомлер (Anna Homler) из Лос-Анджелеса, а также итальянский электронный музыкант, композитор Мана (Mana), со своим новым альбомом Seven Steps Behind, выпущенным недавно лейблом Hyperdub.
А вот рядом с гидроэлектростанцией на реке Раздан будет построена сцена “Мавзолей” — для тех, кто предпочитает тяжелым звуковым экспериментам музыкантов более легкую, ритмичную и мелодичную музыку. Здесь выступят ереванский “странный” синт-поп дуэт Jrimurmur, представитель альтернативного российского хип-хопа VSIGME и др. В воскресенье, 5 мая, сцена “Мавзолея” превратится в танцевальную площадку, на которой для публики будут зажигать кумиры клубов — московский диджей Lipelis (Леонид Липелис) и легенда немецкой клубной музыки DJ Hell, со своим австрийским коллегой Wolfram-ом.
Третья сцена под названием “Туннель” будет посвящена тяжелой электронной эмбиент-музыке и самым разным проявлениям современной клубной музыки. В частности, здесь себя покажут электронный музыкант из Каира ZULI, перед которым сегодня открыты двери самых передовых клубов и фестивалей мира, москвичка Карина Казарян (выступающая под псевдонимом KP Transmission), болгарский эксперименталист Evitceles, “децентрализатор” танцевальной музыки Киева John Object и т.д.
Отметим, что мероприятий в рамках фестиваля еще очень много: подробная программа будет скоро на сайте фестиваля. Однако хотелось бы упомянуть аудиовизуальный перформанс проживающего в Ереване иранца Араша Азади (Arash Azadi). Перформанс будет осуществлен совместно с куратором и партнером HAYP Gallery Асмик Бадоян, во II Правительственном здании. А для тех, кто хочет побольше узнать о современных альтернативных музыкальных тенденциях и направлениях в дни фестиваля, площадку предоставит “Библиотека Мирзоян” (Mirzoyan Library), где пройдут беседы, обсуждения и встречи с артистами-участниками.