Три года прошло с того страшного дня, когда, проснувшись весенним субботним утром 2 апреля, мы услышали жуткую весть — в Арцахе снова война. Не интенсивный обстрел позиций Армии обороны и приграничных районов Арцаха, не очередная попытка диверсионной вылазки, а именно война. Даже не зная еще, как все началось и какая там ситуация, мы понимали, что в Арцахе происходит нечто серьезное. Это было понятно даже по до жути непривычной сдержанности военных ведомств Арцаха и Армении, обычно оперативно извещавших общественность об инцидентах на границе с Азербайджаном.
Пазл собирался по крупицам — из скупых официальных сообщений и недомолвок, из соцсетей и отдельных СМИ, из телефонных звонков в Арцах, из заполонивших атмосферу слухов. Однако полное осознание всей серьезности происходившего появилось после того, как стали поступать сообщения о погибших при отражении новой военной агрессии Азербайджана наших ребятах, 18-19 летних солдатах-срочниках, противостоявших вооруженным до зубов азербайджанским спецназовцам, прошедшим курсы спецподготовки в Турции. Более сотни молодых парней, офицеров и хлынувших в те дни в Арцах добровольцев ценой своей жизни подарили нам возможность продолжать жить, дышать, рожать и растить детей и внуков… А сколько сотен покалеченных, потерявших здоровье и возможность полноценной жизни…
Всей картины произошедшего 2-5 апреля 2016 года мы не знаем до сих пор — в силу целого ряда причин объективного и субъективного характера. Однако именно в апреле 2016 молодое поколение, лишь по нашим рассказам о “сумгаите”, “баку” и “кировабаде”, о геноциде армян в Азербайджанской ССР и о широкомасштабной военной агрессии против Арцаха и Армении в 1988-1994гг. знакомое со звериным характером апшеронских кровопийц, осознало, что такое война и какую цену приходится платить за право на жизнь и свободу. Осознало, узнав об убийстве 12-летнего Вагаршака Арутюняна, о зверской расправе азербайджанцев с пожилыми жителями села Талиш Валерой Халапяном, его женой Размеллой и престарелой Марусей Халапян, о варваствах азербайджанских вояк в отношении армянских военнослужащих. Тело рядового Армии обороны Арцаха Кярама Слояна после его смерти было обезглавлено, а майор Айк Тороян был обезглавлен живым, обезглавлен был и 68-летний военнослужащий-контрактник, водитель Грант Гарибян. Азербайджанские зверюги при этом с гордостью демонстрировали свои “трофеи”, прекрасно понимая, что за свои по цивилизационным меркам преступления будут щедро вознаграждены собственным руководством. И не ошиблись — все получили, как минимум, медали “За мужество”.
“Масштаб и интенсивность наступательных действий, количество задействованной военной техники и живой силы, а также заявления азербайджанских властей свидетельствуют о том, что апрельские события были ничем иным, как заранее спланированной военной агрессией. Азербайджан планировал захватить всю территорию Арцаха и тем самым решить азербайджано-карабахский конфликт силовым путем, однако эти планы были сорваны благодаря решительным действиям Армии обороны Республики Арцах.
Действия вооруженных сил Азербайджана сопровождались грубейшим нарушением международного гуманитарного права и военными преступлениями. Со стороны внешнеполитического ведомства Арцаха была осуществлена последовательная работа с целью донесения до сведения международного сообщества, в том числе специализированных структур и инстанций, совершенных зверств. Будучи уверенной, что подобные преступления не имеют срока давности, Республика Арцах продолжит прилагать усилия с целью привлечения к ответственности виновных”, — говорится в заявлении МИД Арцаха.
Арцахское внешнеполитическое ведомство подчеркивает, что спустя три года со дня окончания военных действий все еще актуальна необходимость применения международных политико-дипломатических мер сдерживания агрессивных намерений Азербайджана для обеспечения полноценной реализации соглашений от 12 мая 1994 года и 6 февраля 1995 года. Необходимо также внедрение международных механизмов контроля режима прекращения огня, в частности, посредством реализации достигнутых после апрельской войны договоренностей в Вене и Санкт-Петербурге. “Республика Арцах подтверждает, что при попытке Азербайджана решить конфликт силовым путем будут приняты все необходимые меры самообороны в соответствии с Уставом ООН с целью защиты права граждан Арцаха свободно и безопасно жить на своей Родине”, — подчеркивает МИД Арцаха.
Баку своих намерений не скрывает. После встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном в Вене президент Азербайджана Ильхам Алиев, помимо прочего, заявил, что “война еще не закончилась, завершен первый этап”. С умозаключениями подобного рода выступают все азербайджанские комментаторы. В этой связи армянские эксперты не исключают роста напряженности на границе Арцаха и Азербайджана. Политтехнолог Виген Акопян в этом контексте указывает на стремление Азербайджана продемонстрировать свое несогласие с итогами войны (1988-1994гг. — Г.М.) и фактическим статус-кво и желание показать, что в случае необходимости он может изменить этот статус-кво. Но, отметил он, апрельские события 2016г. показали, что это не так легко сделать, как кажется Баку. При этом эксперт выразил убеждение, что Мадридские принципы ведут не к миру, а лишь усугубляют и приближают угрозу новой войны. По его словам, эта точка зрения находит все большее распространение в экспертном сообществе. “Апрель 2016 года был тому ярким примером. Мадридские принципы не могут стать основой для мирного разрешения конфликта, поскольку создают излишнюю напряженность между конфликтующими сторонами”, — отметил Акопян.
Эксперт скептически относится и к призывам международных посредников о подготовке народов сторон конфликта к миру. Общества, по его словам, воспринимают эти заявления как готовящийся в кулуарах заговор и подготовкой к уступкам — армянская общественность считает, что речь идет о территориальных уступках, азербайджанская — о фактическом признании самостоятельности Арцаха. По мнению Акопяна, в отсутствие конкретных соглашений подготовить население к миру невозможно: “Пока нет политического решения конфликта, никакое сотрудничество, экономическое или гуманитарное, не будет способствовать разрешению конфликта, поскольку любое незначительное обострение может привести к обратному процессу и усилению взаимного недоверия”.
“Апрельская война вновь доказала, что применение силы не может ущемить право народа Арцаха на самоопределение. Статус и безопасность Арцаха являются незаменимыми компонентами содержания любых эффективных переговоров, нацеленными на обеспечение мирной жизнедеятельности народа Арцаха”, — подчеркивается в заявлении МИД Армении в связи с третьей годовщиной апрельской агрессии Азербайджана в Арцахе. Отмечается, что неприменение силы или исключение угрозы применения, строгое соблюдение режима прекращения огня, снижение рисков и реализация мер по укреплению атмосферы доверия имеют существенное значение для формирования среды, способствующей миру. “Тупик, создавшийся в процессе урегулирования в результате апрельской агрессии, показал, что мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта посредством переговоров под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ не имеет альтернативы”, говорится в заявлении.
Переговоры переговорами, а мы продолжаем жить в условиях навязанной нам войны и должны быть готовы к любому развитию ситуации. Это тоже один из уроков четырехдневной войны 2-5 апреля 2016 года.