Правительство экс-премьера Карена Карапетяна создало и оставило в наследство нашему обществу спор, из-за которого сегодня страдают сотни наших сограждан. Речь идет о запрете на импорт и использование автотранспортных средств с правосторонним размещением руля. И пока прежнее правительство не запретило их ввоз, мотивируя опасностью их эксплуатации, никто об этом и не задумывался. Ну — праворульная, так праворульная — раз ввозятся, люди покупали и эксплуатировали наряду с дорогими леворульными.
Товар-то ходовой, доступен среднему классу, который и начал энергично его приобретать. Городской транспорт парализован, вонючие маршрутки битком набиты в часы пик — все это порядком надоело горожанам, ежедневно вынужденным добираться на работу в полусогнутом положении. Спасительным показались людям ввозимые в массовом порядке в основном праворульные и не новые легковушки, которые давно не роскошь, а просто средство передвижения.
И вдруг с легкой руки прежнего правительства они объявлены вне закона в силу “крайней опасности”, чуть ли не главным препятствием прогресса нашей экономики. Экс-министр транспорта заявил даже: “Я же не камикадзе, чтобы сесть за руль праворульной машины”.
Министр-некамикадзе уже почти год не у дел, но сдвинуть с места брошенную им глыбу пока не удается. Конечно, и среди автолюбителей, и в обществе в целом и тогда, и сейчас бытует мнение, что этим шагом исполнительная власть просто пыталась вытеснить с рынка импортеров дешевых машин — придут новые люди, которые будут импортировать дорогие и, естественно, леворульные машины, недоступные среднему классу. Зато государство получит немалые суммы, начиная с таможенных пошлин, кончая повышением налогов с авторемонтных мастерских.
Был принят Закон “О запрете на ввоз праворульных транспортных средств”, указаны конкретные сроки, в рамках которых их ввоз разрешен.
Кстати, импортеры автомашин этого класса, сами являющиеся представителями среднего бизнеса, уже закупили машины и они находились в пути. Время истекло, ныне на таможенных пунктах РА скопилось порядка тысячи “праворулек”, импортеры же жалуются, поскольку перспектива банкротства не за горами.
Новое правительство, идя навстречу импортерам, по итогам обсуждений с общественной инициативой “Правый руль”, инициировало в среду внеочередное заседание НС, в ходе которого парламентарии внесли изменения в Закон, дав возможность до 1 мая ввезти скопившиеся на таможенных пунктах РА праворульные машины, оплата за приобретение которых была осуществлена до 31 декабря 2018 года.
Конечно, в данный момент импортеры весьма благодарны правительству, которое, правда, предупредило: продления сроков ввоза в страну подобных автотранспортных средств больше не ждите, а владельцы приобретенных могут спокойно их эксплуатировать. Так что владельцам налаженного за долгие годы бизнеса есть о чем серьезно поразмышлять…
В ходе дебатов депутаты отмечали, что это — не решение проблемы и что предыдущее правительство не представило серьезных обоснований для запрета ввоза праворульных машин и что это была попросту попытка лишить людей их имущества.
Чтобы продемонстрировать, насколько доступны эти машины для армянских автолюбителей, отметим, что в 2017-м было ввезено 30 тысяч таких транспортных средств, а в 2018-м — более 60 тысяч.
Что касается аргументации опасности эксплуатации “праворулек” — статистики подобного рода как не было два года назад, так нет и сейчас.
На трассах и улицах Армении самыми опасными являются внедорожники-иномарки с вип-номерами, водители которых не признают никаких правил движения. Об этом все знают, но статистика об этом скромно умалчивает. Опасны любители совершать обгон в самых неподходящих местах, подрезать другое транспортное средство — проще говоря, как люди живут, локтями пробивая себе путь, так и машину водят. И все чаще звучат взаимные обвинения водителей: “Где ты права купил?” Инспектора же дорожной полиции, особенно в последние месяцы, “в упор не замечают всего этого”. Весьма печальная тенденция.
Депутаты, естественно, предложили и своеобразные решения проблемы — к примеру, переместить руль справа налево — в соседней Грузии имеются уже подобные мастерские. Либо, еще лучше — создать подобные производства в Армении.
Вопрос нуждается в глубоком изучении. Такие машины-трансформеры должны поступать в продажу только после длительных испытаний, что опять-таки не снимает опасения — кому как повезет. Но это уже вопрос появления на авторынке новых, более крупных игроков.
Да, “Боинг” тоже внес какие-то изменения в рулевом управлении…