15 лет прошло с того дня, когда Европу и весь мир потрясло произошедшее в Будапеште зверское убийство офицера ВС РА Гургена Маргаряна, совершенное на рассвете 19 февраля 2004 года.
Напомним, что Гурген вместе с еще одним офицером из Армении Айком Макучяном участвовал в трехмесячных англоязычных курсах программы НАТО “Партнерство во имя мира” в столице Венгрии. Убийца, также участник программы, азербайджанский офицер Рамиль Сафаров нанес 16 ударов топором по лицу спящего Маргаряна, после чего пытался убить второго армянского офицера.
В апреле 2006 года Сафаров был признан венгерским судом вменяемым и приговорен к пожизненному заключению без права подачи прошения о помиловании в течение 30 лет. 31 августа 2012г. Венгрия передала преступника Азербайджану, где он моментально был помилован указом президента Алиева, удостоен всевозможных почестей, наград, и повышен в воинском звании. Кроме того, ему была выплачена вся его зарплата за 8 с лишним лет пребывания в венгерской колонии строгого режима.
Преступление Сафарова стало очередным проявлением той политики армянофобии и геноцида, которая давно возведена в ранг государственной в Азербайджане. Напомним, что оно было совершено спустя всего 3 с половиной месяца после того, как Ильхам Алиев был избран президентом Азербайджана и практически стало первой публичной декларацией его намерений в отношении Армении и Арцаха. Более чем убедительное доказательство данного тезиса мир получил после того, как Алиеву удалось выкупить убийцу ГургенаМаргарянав результате сделки с венгерским правительством, вернуть его в Баку и удостоить государственных наград.
Вместе с тем героизация убийцы продемонстрировала верность Баку чудовищной традиции, заложенной еще в 1988 году.
В середине ноября 1988 года в Москве, в Верховном суде СССР, завершился процесс над тремя исполнителями сумагитского геноцида. Один из них, Ахмед Ахмедов, был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Это был единственный смертный приговор, вынесенный судом по сумгаитским делам, и, кстати, до сих пор неизвестно, был ли он приведен в исполнение. Буквально сразу после оглашения вердикта на многотысячных митингах в Баку появились портреты убийц и плакаты с надписью: “Слава героям Сумгаита”. И именно поздней осенью 1988 года началась самая мощная волна насильственного изгнания армян из Баку, сопровождавшаяся убийствами, насилием, пытками и грабежами.
В апреле 1992 года Азербайджан совершил новое чудовищное преступление — массовое убийство мирного населения в карабахском селе Марага. Командир отряда ОМОНа, члены которого самыми зверскими способами убили около 50 человек — в основном женщин, стариков и детей, — стал первым, кто был официально награжден званием национального героя уже независимого Азербайджана. Это Шахин Тагиев, сегодня мирно проживающий в Швеции, которого властям Армении давно следовало объявить в международный розыск.
Далее традиция была продолжена в случае Рамиля Сафарова, венгерский адвокат которого в Будапештском суде произнес фразу, буквально потрясшую присутствовавших: “Убийство армянина, не считается преступлением в Азербайджане”. Более того, добавим мы: убийцы армян становятся в этой стране героями и удостаиваются всевозможных почестей и славы.
Страшная традиция получила продолжение уже в ходе четырехдневной Апрельской войны 2016 года. И если в августе 2012-го, после прибытия Сафарова в Баку, президент Алиев осторожно воздержался от личной встречи с убийцей, то в 2016г. он уже своими рукамивручил государственную награду военнослужащему, отрезавшему голову армянскому солдатуКярамуСлояну, а затем открыто распространявшемуэти жуткие видеокадры в соцсетях. Более того, азербайджанские СМИ широко растиражировали снимок, на котором запечатлено вручение Алиевым награды преступнику.
Сегодня официальный Баку прилагает отчаянные усилия для того, чтобы вернуть своих диверсантов, осужденных судом Степанакерта за убийство двух человек, в том числе — несовершеннолетнего юноши из семьи беженцев, и совершение иных террористических действий на территории Арцаха. Нет никаких сомнений в том, что в случае потенциального возвращения они также будут героизированы, как и их предшественники, руки которых обагрены армянской кровью. Вот только в Баку не учитывают, что имеют дело не с продажным правительством Венгрии, а с властями Республики Арцах, которые неоднократно указывали на невозможность передачи убийц Азербайджану, как и на тот факт, что эти двое никак не попадают под категорию заложников, следовательно, к ним не применимы нормы международного гуманитарного права.
Рамиль Сафаров и его окровавленный топор давно уже стали неофициальным символом Азербайджана, а всемерное поощрение и героизация убийц армян — государственной политикой этой страны. На это фоне вовсе не случайным выглядит заявление Защитника прав человека Азербайджана Эльмиры Сулеймановой о том, что “Сафаров должен стать примером для азербайджанской молодежи”. Напомним еще одно заявление, прозвучавшее в зале будапештского суда в апреле 2006 года, — прокурора МаргитЧохайн: “Я не знала ранее такого государства и такой культуры, чтобы человек, совершивший подобное злодеяние, оказался в ряду почетных граждан страны”.