Один из самых резонансных проектов, касающийся вопросов урегулирования пенсионного обеспечения трудящихся стран Евразийского экономического союза, в скором времени будет направлен в страны Союза для проведения процедур, необходимых для его подписания. О том, что внутригосударственное согласование документа уже завершилось, заявил на днях член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Жаксылыков, отметив при этом, что соглашение нужно заключить как можно быстрее, поскольку это в интересах граждан государств ЕАЭС.
Предварительно проект рассмотрят Коллегия и Совет ЕЭК, после чего его направят всем сторонам для подписания. К слову, документ этот обсуждали несколько лет. Затягивался процесс из-за различий в законодательствах стран ЕАЭС. Однако, согласно договору о создании ЕАЭС, граждане Союза имеют право осуществлять трудовую деятельность в любом государстве-участнике договора без получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в стране трудоустройства. Ведь одной из основополагающих свобод, которую подразумевало создание Евразийского экономического союза, являлась именно свобода движения рабочей силы. В итоге, договором о ЕАЭС еще в мае 2014 года предусматривалась разработка отдельного международного договора о пенсионном обеспечении трудящихся стран-членов ЕАЭС.
Проблема заключалась (и до сих пор заключается) в том, что на евразийском континенте регион СНГ является лидером по темпам миграции. При этом наблюдается повышенная активность перемещения населения между странами именно с целью трудовой миграции.
На вопрос, сколько мигрантов в итоге работает, — ответить точно не может ни одно ведомство, поскольку не секрет, что многие мигранты трудоустраиваются на нелегальной основе. Иными словами, они не платят налоги, хотя это вовсе не означает, что остаются от этого в выигрыше. Скорее, наоборот: нелегальные трудовые мигранты оказываются ущемленными в правах, потому что их трудовой стаж не засчитывается. А значит, при расчете пенсии у себя на родине они рискуют получить суммы, основанные на официальных данных об их трудовой деятельности.
Но проблема в том, что официально работающие мигранты также не могут рассчитывать на справедливые пенсионные выплаты с учетом того, что эффективно работающего механизма зачета пенсий между странами СНГ нет. И зачастую при возвращении на родину, при перемещении в третью страну или смене работы трудовые мигранты теряют гарантии по пенсионным выплатам, положенные им по достижении пенсионного возраста. Как правило, они ограничиваются лишь возвращением собственных средств, вложенных ими в пенсионную систему работодателя, если таковая, конечно же, имеется. Вот и получается: исполняй закон — не исполняй, все равно останешься на равных с нелегалами.
Координация в условиях нестабильности
Именно поэтому вопрос пенсионных выплат находился все эти годы в актуальной повестке обсуждений экспертного сообщества ЕАЭС. Кстати, изначально проект договора о пенсионном обеспечении разрабатывался таким образом, чтобы пенсионные системы государств-членов не подвергались существенным изменениям. Это связано прежде всего с тем, что основными нормами проекта договора о пенсионном обеспечении являются вопросы участия трудящихся-мигрантов в пенсионной системе (так называемое формирование прав), плюс — сохранения и перевода пенсионных прав граждан в случае переезда из одной страны в другую.
Но и здесь возникала проблема, поскольку формирование пенсионных прав временно пребывающих иностранных граждан (а под эту категорию подпадают трудящиеся государств-членов) осуществляется не во всех странах Союза. К примеру, законодательством нашей страны не предусмотрен экспорт пенсий. Иначе говоря, для получения пенсии, назначенной в Армении, необходимо личное присутствие пенсионера на ее территории не реже одного раза в год.
Естественно, все прекрасно понимали, что создание механизмов трансграничного перевода пенсионных прав — довольно долгий, а, главное, трудоемкий процесс, требующий согласования и координации пенсионных систем, которые на данный момент различны в странах евразийского экономического пространства по многим аспектам.
Во-первых, пенсионные системы отличаются по структуре. В России, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом. В Беларуси же работает одноуровневая солидарная схема, где пенсионные выплаты финансируются из налоговых отчислений работающих граждан.
Во-вторых, в этих странах различается возраст выхода на пенсию. И, наконец, существенно варьируются величина и источники отчислений в пенсионный фонд. Кстати, Армения — единственная из стран Союза, где пенсионные взносы платятся не только работниками, но и частично финансируются из государственного бюджета.
Есть еще одна, не менее важная, проблема. Дело в том, что пенсионное законодательство нельзя назвать стабильным и устоявшимся: оно находится в процессе постоянной трансформации, что значительно осложняет координацию пенсионных систем различных стран.
По принципу пропорциональности
Но, несмотря на все сложности и различия пенсионных систем, координация пенсионных систем, по мнению экспертов, является необходимым условием, без которого эффективное функционирование общего рынка труда в ЕАЭС так и останется недостижимым идеалом. В итоге, после долгих обсуждений было решено, что базовым принципом проекта договора о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов стран ЕАЭС будет принцип пропорциональности. Он означает, что договаривающиеся государства принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства.
Такой подход предполагает, что в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства, на территории которого выполняется работа. К примеру, если гражданин Кыргызстана проработал в родной стране 15 лет, а далее 10 лет в России, Казахстане, Беларуси или в Армении, то за первые 15 лет пенсию будет выплачивать Кыргызстан, а за остальные 10 — соответственно, та страна, где он проработал. То есть идея в том, чтобы учитывать пенсионные права, приобретенные в одном государстве, при установлении выплат в другом.
Планируется, что каждая страна будет производить пенсионные выплаты за период работы сотрудника на своей территории. Как подчеркнул член Коллегии по экономике и финансовой политике ЕЭК, размер пенсии будет рассчитываться, исходя из норм национального законодательства отдельного государства.
“При этом для определения права на пенсию предусмотрено суммирование страхового стажа за весь период трудовой деятельности на территории ЕАЭС”, — пояснил г-н Жаксылыков, добавив, что проект позволит экспортировать пенсии и вести учет рабочего стажа в другом государстве ЕАЭС.
Такой вариант мобильных пенсий путем внедрения системы взаимного зачета пенсионных обязательств повлечет за собой, как уверяют специалисты, ряд социальных и экономических выгод. Прежде всего, это позволит частично решить проблему нелегальной миграции и разрядить сложившуюся в связи с ней социальную напряженность. С экономической же точки зрения, легализация миграции позволит повысить поток отчислений в пенсионные фонды стран ЕАЭС.