Хотя правительство и обещало представить законопроект о реформе структуры органов исполнительной власти буквально на первом же заседании новоизбранного НС (вопрос был включен в повестку), однако по сей день документ этот не стал достоянием общественности. По всей вероятности, именно отсутствие этого законопроекта и послужило превращению темы в предмет активных дебатов. Речь, естественно, идет о Службе национальной безопасности и Полиции — Министерство обороны однозначно остается в статусе Министерства: в отличие от первых двух, оно проводит политику.
Итак, останутся ли они в статусе служб и будут подотчетны исключительно премьер-министру, и без того наделенному ныне суперполномочиями, или станут министерствами, тем самым подотчетными законодательному органу?
Этот важный вопрос прозвучал на первых же парламентских брифингах новоизбранного состава НС. Представляем заявления представителей фракций как официальную позицию имеющих парламентское представительство трех политических сил.
“Наша позиция такова, что эти структуры должны быть подотчетны парламенту, который сегодня уже обладает рычагами, которыми сможет сделать их подотчетными. Если мы ставим перед собой цель сохранить их большую подотчетность, то должны провести с коллегами из других фракций консультации по изысканию этих средств. Полиция и СНБ не должны трансформироваться в министерства и не должны иметь политической направленности”, — заявила лидер фракции “Мой шаг” Лилит Макунц.
Между прочим, тем же принципом руководствовались и прежние власти, сохранив СНБ и Полицию в статусе служб — подотчетными правительству, в котором при полупрезидентском правлении большими полномочиями был наделен и Президент Республики.
А вот что заявил по поводу статуса силовых ведомств премьер-министр Никол Пашинян в парламенте 1 мая, когда обсуждался вопрос его избрания на пост главы правительства: “Я говорил и повторяю, что в Армении сформировалась суперпремьерская модель государственного правления, при которой Полиция и СНБ находятся в подчинении премьер-министра. Это должно измениться, и я вновь заявляю об этом. Думаю, что полиция и СНБ должны стать министерствами и должны быть подотчетны парламенту, а не лично премьер-министру”.
Совершенно не преследуя цель отыскать противоречия в позициях представителей блока “Мой шаг”, заметим, тем не менее, что госпожа Макунц представила “их позицию”, имея в виду партию — в противном случае, отметила бы, что это мнение определенного сегмента политической силы или ее собственное. Значит, его можно воспринять как всего блока, в том числе и премьер-министра.
Изменилась ли точка зрения премьер-министра Никола Пашиняна по этому важнейшему вопросу, и на почве чего — надеемся стать очевидцами в ближайшие дни, когда, наконец, будет представлен законопроект о реформе структуры органов исполнительной власти.
Что касается фракции “Светлая Армения” — она настаивает, что Полиция и СНБ должны быть приведены в поле парламентского контроля — стать министерствами.
“У нас было множество поводов убедиться, что парламенту не удается осуществлять контроль над этими структурами. Не будучи членами правительства, руководители этих структур не обязаны являться в Национальное Собрание, отвечать на вопросы депутатов, соответственно, они остаются вне сферы политической ответственности. А в этом случае ответственность ложится на премьер-министра, что весьма негативно”, — резюмировал секретарь фракции ПСА Геворг Горгисян.
Член той же фракции Ани Самсонян кстати вспомнила, что прежние власти также отказались от мысли трансформировать СНБ и Полицию в министерства. “То, что не позволяла себе Республиканская партия Армении, не должен позволить себе “Мой шаг”. То, чего не позволял себе Серж Саргсян, не должен позволять себе Никол Пашинян”, — сказала она.
Фракция “Процветающая Армения”, как всегда, не спешит высказать четкую позицию. Причина — отсутствие документа.
“ППА никогда не спешит высказывать мнение. Мы не нуждаемся ни в том, чтобы чрезмерно поддерживать правительство, ни в том, чтобы скрывать свою позицию”, — сказал член фракции Геворг Петросян, добавив: возможно, правительство представит такой формат, который развеет все опасения.
Конечно, все возможно. Возможно также, что нынешние дебаты — просто пустые разговоры, и по итогам консультаций будет найден оптимальный вариант, который станет консенсусным для всех сторон. Возможно также, что, скажем, Полиция станет подотчетна парламенту, а СНБ — премьер-министру. Этот вариант ныне также муссируется в кулуарах парламента.
Статья опубликована 23 января, 2019 11:43
Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…
Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…
США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…
Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…
Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…